Жена писателя, Анна Григорьевна, позже в своих воспоминаниях писала, что новая тема для романа возникла вследствие приезда к ним в Дрезден её брата. Его пригласил сам Фёдор Михайлович, опасавшийся, что тот может принять участие в политических волнениях в России. По мнению Анны Григорьевны, замысел произведения возник у Достоевского после разговоров о быте и настроениях студенческого мира: «Тут-то и возникла у Федора Михайловича мысль в одной из своих повестей изобразить тогдашнее политическое движение и одним из главных героев взять студента Иванова (под фамилией Шатова), впоследствии убитого Нечаевым»[2].
После изучения записных тетрадей и писем Достоевского, исследователи его творчества пришли к выводу, что эти воспоминания не точны. Ещё до их изучения Аркадий Долинин полагал, что замысел романа возник раньше приезда Сниткина в середине октября 1869 года, за полтора месяца до убийства Иванова. Литературовед Леонид Гроссман также выразил сомнения в том, что Сниткин был знаком с Ивановым[2]. Записные тетради Достоевского показали, что замысел романа относится уже к началу 1870 года. Ему предшествовала работа над планом «Жития великого грешника» и романа о Князе и Ростовщике, а также разработка идеи романа «Зависть», датированной второй половиной января 1870 года и ставшей началом творческой истории «Бесов»[4].
В январе 1870 года замыслы романа о Князе и Ростовщике и злободневного политического романа ещё существовали параллельно, и Достоевский думал над тем, что он сможет написать быстрее для «Русского вестника». 23 января 1870 года выбор был сделан в пользу будущих «Бесов». Достоевский пишет отрывок «Т. Н. Грановский», в котором уже виден персонаж из будущего романа
Школа при Петре I
заставляли
Современная школа
Хотят учиться
1. Возраст обучаемых
От 11 до 23 лет
От 6 лет
2. Кто обучался (-ется)
Мальчики, юноши из богатых семей
Указ зачитать
Все мальчики и девочки
Конституция зачитать (на партах)
3. Кто учил(-т)
Бывшие солдаты, дъячки, крестьяне, научившиеся читать и писать
учителя
4. Продолжительность обучения
10-15 лет
9-11 лет
5. Учебные предметы
Чтение, письмо, счет, математика, история, география, физика, архитектура, закон божий, рисование
Чтение, письмо, математика, история, география, физика, химия, биология, информатика, иностранный язык …..
Возникновение замысла
Жена писателя, Анна Григорьевна, позже в своих воспоминаниях писала, что новая тема для романа возникла вследствие приезда к ним в Дрезден её брата. Его пригласил сам Фёдор Михайлович, опасавшийся, что тот может принять участие в политических волнениях в России. По мнению Анны Григорьевны, замысел произведения возник у Достоевского после разговоров о быте и настроениях студенческого мира: «Тут-то и возникла у Федора Михайловича мысль в одной из своих повестей изобразить тогдашнее политическое движение и одним из главных героев взять студента Иванова (под фамилией Шатова), впоследствии убитого Нечаевым»[2].
После изучения записных тетрадей и писем Достоевского, исследователи его творчества пришли к выводу, что эти воспоминания не точны. Ещё до их изучения Аркадий Долинин полагал, что замысел романа возник раньше приезда Сниткина в середине октября 1869 года, за полтора месяца до убийства Иванова. Литературовед Леонид Гроссман также выразил сомнения в том, что Сниткин был знаком с Ивановым[2]. Записные тетради Достоевского показали, что замысел романа относится уже к началу 1870 года. Ему предшествовала работа над планом «Жития великого грешника» и романа о Князе и Ростовщике, а также разработка идеи романа «Зависть», датированной второй половиной января 1870 года и ставшей началом творческой истории «Бесов»[4].
В январе 1870 года замыслы романа о Князе и Ростовщике и злободневного политического романа ещё существовали параллельно, и Достоевский думал над тем, что он сможет написать быстрее для «Русского вестника». 23 января 1870 года выбор был сделан в пользу будущих «Бесов». Достоевский пишет отрывок «Т. Н. Грановский», в котором уже виден персонаж из будущего романа