Помещик ноздрев - любитель всякого рода собраний, и ярмарок. не случайно чичиков встретился с ним в трактире. постоянная подвижность и неугомонность - его характерные особенности. богатый запас своей энергии этот помещик целиком растрачивает и кутежах, бесчисленных скандалах и драках. он «в некотором отношении человек», как называет его автор. своим хозяйством ноздрев не занимается, но зато имеет псарню, охотничьи ружья, сабли, целую коллекцию «обкуренных и необкуренных трубок», «недавно выигранный» кисет, шарманку. на ярмарках он постоянно совершает сделки. при этом его интересует не материальная выгода, а самый процесс сделки. ноздрев - хвастун и враль. рассказывая о своих похождениях в обществе, он обязательно что-нибудь соврет; «вдруг расскажет, что у него была лошадь какой-нибудь голубой или розовой шерсти и тому подобную чепуху». он говорит чичикову, что на ярмарке в продолжение обеда выпил семнадцать бутылок шампанского. показывая гостям свое поле, он уверяет, что от обилия русаков на этом поле «земли не видно» и что одного зайца он сам поймал за задние ноги. без всякой цели он называет баснословные цены на собак и лошадей, приобретенных им, говорит о покупке леса, которого никогда не покупал, показывает кинжалы, изготовленные мастерами, и называет их турецкими. ко всему этому ноздрев имеет «страстишку нагадить ближнему»: любит распустить небылицу, расстроить свадьбу или торговую сделку, обмануть своего приятеля, смошенничать при игре в карты. несмотря на честное слово, данное чичикову в деловом разговоре, он на у губернатора во всеуслышание заявляет, что чичиков торгует мертвыми душами. на допросе у полицмейстера он сочиняет о своем «друге» невероятные небылицы. таков «разбитной малый» помещик ноздрев.подчеркивая его широкую типичность, гоголь с грустью заключает, что «ноздрев долго еще не выведется из мира», что он «везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане».
Роман Гончарова был использован Добролюбовым как острое оружие в обличении прогнившего крепостнического строя, в борьбе за интересы народа. Критик, указав на «необыкновенное богатство содержания романа», глубоко раскрыл его социально- политический смысл, увидев в обломовщине порождение крепостнического строя, и расценил роман как протест против крепостничества. По словам Добролюбова, в романе «сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины. Слово это — обломовщина...» Оно «служит к разгадке многих явлений русской жизни, и оно придает роману Гончарова гораздо более общественного значения, нежели сколько имеют его все наши обличительные повести».
scribble.su/work/zolotaya/417.html