Выполнить анализ эпизода боя купца Калашникова и оптичника Кирибеевича. План анализа эпизода
1. Что предшествовало в произведении этому эпизоду? Как читатели были подготовлены автором к его восприятию?
2. Какой момент в развитии сюжета произведения связан с данным эпизодом (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)?
3. Укажите время и место действия. Опишите окружающую героев обстановку.
4. Кто принимает непосредственное участие в эпизоде? Охарактеризуйте психологическое состояние и поведение героев. О чем они говорят, думают? Что их волнует, беспокоит?
5. Какие средства изображения характеров героев используются автором (пейзаж, интерьер, монолог, диалог, авторское размышление и т.п.)?
6. Как готовит читателя этот эпизод к восприятию последующих событий в произведении?
Ольга Лаптева, 2 декабря в 11:41
Дополнительные вопросы:
1. С какой целью описание кулачного боя автор предваряет пейзажной зарисовкой?
2. С какой целью проводились кулачные бои? Докажите, что это был своеобразный праздник, «потеха».
3. Готов ли был Кирибеевич к «последнему бою»? Как описывается в сцене боя его состояние? Найдите строки, описывающие гибель опричника. Сочувствует ли герою автор поэмы?
4. Какой момент поединка стал для Степана Калашникова переломным? Почему он решил «постоять за правду до последнева»? Как характеризует удалого купца его признание царю в том, что он убил опричника не «нехотя», а «вольной волей»?
5. Докажите, это этот эпизод поэмы является кульминацией сюжета, за которой сразу следует развязка.
6. Насколько точно, на ваш взгляд, удалось В.М. Васнецову передать образ исторического времени и представить героические характеры на иллюстрациях к поэме М.Ю Лермонтова?
7. Вспомните, что такое заглавный образ. Как уже в заглавии своей поэмы М.Ю. Лермонтов выражает свое отношение к трем ее главным героям? Обратите внимание на то, что имя опричника в названии поэмы отсутствует, а оценочные слова (эпитет удалой) используются только применительно к купцу Калашникову.
1. Какое настроение становиться для стихотворения определяющим в целом. Меняется ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся.
2. Есть ли в стихотворении конфликт, для определения конфликта выявить из стихотворения слова, которые условно можно назвать положительно эмоционально окрашенными и отрицательно эмоционально окрашенными, выявить ключевые слова среди положительных и отрицательно эмоционально окрашенных в этих цепочках.
3. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам)
4. В какой строфе можно выделить кульминацию, есть ли в стихотворении развязка, если да, то какая.
5. Какая строка становиться толком для создания стихотворения. Роль первой строки (какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо)
6. Роль последней строки. Какие слова представляются поэту особенно значимыми, которыми он может закончить стихотворение.
7. Роль звуков в стихотворении.
8. Цвет стихотворения.
9. Категория времени в стихотворении (значение настоящего и будущего) .
10. Категория пространства (реального и астрального)
11. Степень замкнутости автора, есть ли обращение к читателю или адресату?
12. Особенности композиции стихотворения.
13. Жанр стихотворения (разновидность: философское размышление, элегия, ода, басня, )
14. Литературное направление, если можно определить.
15. Значение художественных средств. (сравнение, метафора, гипербола, антитеза, аллитерации, оксюморон)
16. Мое восприятие этого стихотворения.
17. Если есть необходимость обратиться к истории создания, году создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Условия, место. Есть ли в творчестве этого поэта сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.
СИНКВЕЙН по этому стихотворению написать элементарно:
ПЛАН:
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Вот как составить сам написать не могу нету времени )