Выполните анализ одного из двух стихотворений А.Т.Твардовского: «Слово о словах», «Я убит подо Ржевом» (на выбор)
План анализа лирического произведения
1. История создания произведения:
- факты из биографии автора, связанные с созданием поэтического произведения;
- место произведения в творчестве автора;
- кому посвящено стихотворение (прототипы и адресаты произведения)?
- год написания стихотворения.
2. Жанр стихотворения:
а) ода – произведение, воспевающее какое-либо важное историческое событие, лицо или явление (Пушкин ода «Вольность»);
б) песня – эпический или лирический жанр. В основе лирической песни лежат переживания главного героя. В основу эпической песни положен сюжет (Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»).
в) элегия – жанр романтической поэзии. Автор размышляет о жизни, судьбе, своем месте в этом мире (Пушкин «Погасло дневное светило»).
г) послание – обращенность к конкретному лицу ( Пушкин «Пущину»).
д) сонет – 14 строк с особым рифмовки.
е) эпиграмма – короткое стихотворение, высмеивающее конкретное лицо (Пушкин «На Воронцова»)
ж) сатира - более развернутое по объему и по масштабу изображаемого стихотворение по сравнению с эпиграммой. Она высмеивает не недостатки какого-либо конкретного лица, а социальные пороки. (Пушкин «Румяный критик мой, насмешник толстопузый….»).
В чистом виде перечисленные жанры встречаются редко. Обычно стихотворение сочетает в себе признаки нескольких жанров («К морю» Пушкина сочетает в себе признаки элегии и послания).
3. Название произведения (если есть) и его смысл.
4. Образ лирического героя. Его близость автору.
5. Идейно-тематическое содержание:
- ведущая тема (о чем стихотворение: о Родине, свободе, о дружбе, философское, любовное…);
- идея (основная мысль) произведения;
- развитие мысли автора (лирического героя);
- эмоциональная окраска чувств, выраженная в динамике или статике;
- внешнее впечатление и внутренняя реакция на него;
- преобладание общественных или личных интонаций.
6. Художественные особенности:
- изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, олицетворения…);
- поэтический синтаксис (стилистические фигуры, обращения, восклицания);
- лексика стихотворения (многозначность слова, синонимы, омонимы, архаизмы; историзмы, неологизмы, иноязычные слова);
- ключевые слова и образы, связанные с идеей произведения;
- приёмы звукописи:
а) аллитерация – обилие согласных,
б) ассонанс – обилие гласных.
Благозвучие – обилие гласных,
Неблагозвучие – обилие шипящих, дрожащих.
- наличие/отсутствие деления на строфы;
- особенности ритмики стихотворения:
а) стихотворный размер:
_/ _ - хорей,
_ _/ - ямб,
_/ _ _ - дактиль,
_ _/ _ - амфибрахий,
_ _ _/ -анапест.
_ _ - пиррихий,
_/ _/ - спондей.
б) рифмы:
- мужские (ударение падает на последний слог в строке),
-женские (последний слог безударный).
в) типы рифмующихся строк:
- парная рифмовка (АА)
- перекрестная рифмовка (АБАБ)
- кольцевая (АББА)
Вывод: связь художественных особенностей стихотворения с идейным замыслом автора.
7. Ваше читательское восприятие произведения.
Одним из самых гениальных поэтов XIX века считается Александр Сергеевич Пушкин. «Туча» – это гимн дождю в летний день. Стихотворение излучает свежесть, которая появляется после грозы, оно проникнуто солнечным светом, обогревающим землю. Поэт открыл новый стиль написания стихов, в его работах используется литературный прием отождествления природы с живыми существами. Деревья, камни, море, небо, земля – все они наделены чувствовать, переживать, любить. Словно к живым существам, к ним обращается Пушкин. Туча – это главная героиня стиха, отношение автора к ней неоднозначно. В первом катрене он агрессивно настроен по отношению к ней. Облако наводит на поэта уныние, поэтому он ждет, когда оно скроется из вида, а небо станет чистым. Автор укоряет тучу за то, что она вовремя не исчезла и нагоняет воспоминания о пережитой буре, ливне, грозе. Хоть и чувствуется восхищение тем, как устроен наш мир, но все же напоминает небесной страннице о завершении ее миссии Пушкин. Туча во втором катрене предстает в образе владычицы неба, именно там она достигла небывалого величия. Автор признает тот факт, что она была нужна, ее прихода ждали люди и природа. Туча напоила землю живительной влагой, она была в расцвете могущества, когда ее обволакивала ослепительная молния. Но вот последние раскаты грома отгремели, ливень прекратился, и облако стало лишним на небе, оно мечется, ища пристанища, но все попытки тщетны. -
Объяснение: