Выразительные средства языка
Чтобы привлечь наше внимание к рассуждениям девочек о финале рассказа Толстого, автор использует разные выразительные средства языка. Выделите цветом риторические восклицания в тексте.
«– Нет, знаешь, сечь их не надо. Жилин бы только презрительно посмотрел на них и сказал: «Русские офицеры великодушны… Марш! На все четыре стороны. И зарубите себе на вашем кавказском носу… Если вы ещё раз посмеете сажать русских в яму, я вас всех отсюда из пушки, как… капусту порублю! Слышите вы!.. Татарской же девочке Дине, которая меня лепёшками кормила, передайте георгиевскую медаль и вот эту русскую азбуку, чтоб она русской грамоте научилась и сама могла бы «Кавказского пленника» прочесть. А теперь вон с моих глаз!»
2. Герои произведений
Распределите героев произведений по категориям, укажите произведения, которые легли в основу создания рассказов.
«Кавказский пленник» «Игорь-Робинзон»
Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»
Валя Катя Миша
дворняга Тузик родители, кухарка, дворник
Д. Дефо «Робинзон Крузо»
Игорь
пудель Цезарь родители, садовник Жибер, Настя
3. Сюжет рассказа «Игорь-Робинзон»
Выберите верный вариант ответа.
Вспомните, почему взрослые не взяли Игоря с собой?
1.Потому что он слабый, невыносливый.
2.Потому что он был болен.
3.Потому что он был наказан.
4.Потому что он был слишком шумным и подвижным.
4. Сюжет истории «Игорь-Робинзон»
Из предложенного списка выделите цветом верный вариант ответа.
Что случилось с бюстом Гоголя?
Съел индюк Разбился Склевали куры Потерялся
1)Отрывок из басни "Волк на псарне" построен на основе аллегории, иносказания.Волк-это Наполеон,а Кутузов-Ловчий,перед которым Волк юлит,поджав хвост,пытается уйти от ответа,но он загнан в угол и пытается лгать,подавляя злость и ярость.
2)Выделите звуковые и синтаксические выразительные средства, которые И.А.Крылов использует для полного раскрытия нравственной проблематики и в целях обличения человеческих пороков.
Крылов использует аллитерацию-повторение согласных -ш,щ,с,ж,ц,для озвучивания волчьей манеры разговора-клацание зубами,зловещего шёпота,дрожания в голосе.
Инверсия-перестановка,нарушение порядка слов.Крылов этим акцентирует внимание на ключевых фразах,подчёркивая коварство и лживость Волка:"хотел бы он съесть","пустился мой хитрец".
Эпитеты ,олицетворения добавляют образности и более ярко раскрывают волчий нрав:"прижавшись в угол задом","волчья клятва","зубами щелкая и ощетиня шерсть".Метафора "съесть глазами" подчёркивает настоящее желание волка.
Риторический вопрос ставит всё на места,подчёркнутая льстивая ложь не требует ответа: "Друзья, к чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум".
Определите, какую нравственную проблему и пороки человека они вскрыть автору в этом тексте?
Крылов обличает подлость людей,попадая " в угол" они готовы любой ценой шкуру. Ложь,лицемерие,трусость-эти пороки высмеивает автор.Нравственная проблема-это неумение отвечать за содеянное,будь ты простой человек или император, человеческая суть едина-трусы и подлецы не признаются в ошибках,не хотят отвечать за содеянное.
1. Басня «Волк на псарне» заключает в себе выражение отвлеченного понятия посредством образов (Волк – Наполеон, Ловчий - Кутузов). Определите, на какой основе построен этот отрывок и в чем смысл его иносказания?
Б. Аллегория.
Аллегория-это иносказание,абстрактное выражение смысла ,через образность ,условный перенос явления,признаков предмета ,когда говорится одно,а подразумевается другое.Средство художественной выразительности,троп,часто используемый в баснях,стихотворениях,притчах.
В басне "Волк на псарне" И.Крылов описана Отечественная война 1812 года,Наполеон хотел вести мирные переговоры с Кутузовым,но был отвергнут и позже разбит под Тарутино.Аллегория очевидна,Волк – это Наполеон,а Ловчий - Кутузов.