В
Все
М
Математика
О
ОБЖ
У
Українська мова
Д
Другие предметы
Х
Химия
М
Музыка
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
Э
Экономика
Ф
Физика
Б
Биология
О
Окружающий мир
Р
Русский язык
У
Українська література
Ф
Французский язык
П
Психология
А
Алгебра
О
Обществознание
М
МХК
В
Видео-ответы
Г
География
П
Право
Г
Геометрия
А
Английский язык
И
Информатика
Қ
Қазақ тiлi
Л
Литература
И
История
asylhan11
asylhan11
04.03.2021 23:21 •  Литература

Выскаж свое мнение и гончарова милион церзани ​

Показать ответ
Ответ:
Sherlok2006
Sherlok2006
07.03.2023 20:46

В 1872 году в деревне Акзигитово Казанской губернии (ныне — Зеленодольского района Татарстана) открылась первая школа для татарских девочек. Историк Лилия Габдрафикова в колонке, написанной для «Реального времени», на примере сельского мектеба рассказывает о женском образовании мусульман Урало-Поволжья, не забывая о поддержке школы со стороны купеческой семьи Шафигуллиных. Также наш колумнист повествует о первом татарском женском журнале «Сююмбике».

Объяснение:

РЕГИОНЫ

НОВОСТИ

АНАЛИТИКА

ЭКОНОМИКА

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

БИЗНЕС

ТЕХНОЛОГИИ

МЕРОПРИЯТИЯ

СПОРТ

ОБЩЕСТВО

ФОТОГАЛЕРЕЯ

СЮЖЕТЫ

СПРАВОЧНИК

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ

ОБЩЕСТВО

В поддержку «матерей нации»: как в Казанской губернии открылась первая школа для татарских девочек

07:00, 08.03.20198Сюжет: Колонка Лилии Габдрафиковой

Мектебе в Акзигитово — пионер образования мусульманских женщин

Фото: tatarhistory.ru

В 1872 году в деревне Акзигитово Казанской губернии (ныне — Зеленодольского района Татарстана) открылась первая школа для татарских девочек. Историк Лилия Габдрафикова в колонке, написанной для «Реального времени», на примере сельского мектеба рассказывает о женском образовании мусульман Урало-Поволжья, не забывая о поддержке школы со стороны купеческой семьи Шафигуллиных. Также наш колумнист повествует о первом татарском женском журнале «Сююмбике».

ПЕРВАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕВОЧЕК В ТАТАРСКОЙ ДЕРЕВНЕ

На страницах «Реального времени» была целая серия публикаций о татарском женском движении начала ХХ века, о неординарных активистках той эпохи, о повседневной жизни татарских женщин в годы Первой мировой войны и революции. Все эти материалы показывают, каким необычным был путь женской эмансипации в татарском обществе, как сильно татарские женщины отличались от стереотипного образа женщины Востока. У татарского народа, безусловно, был свой путь в решении «женского вопроса». Прежде всего, это развитие женского образования.

На рубеже XIX—XX веков традиционные установки уступили место передовым воззрениям, и татарские интеллектуалы провозгласили женщин «матерями нации» («милләт аналары»). «Нация нуждается в образованных матерях», — трубили все татарские газеты и журналы в начале ХХ века.

Татарские женские школы действительно открылись в самых разных уголках Российской империи. В 1916 году в Казани появилась даже первая татарская гимназия. И она была женской. Эта яркие страницы нашей истории хорошо известны всем, кто интересуется татарской культурой. Многие знают и таких деятельниц женского просвещения, как Магруй Барудия, Лябиба Хусаиния, Магруй Музафария, Мухлиса Буби, Фатиха Аитова. Есть и другие не менее заслуженные педагоги и руководительницы женских школ

Но было бы неверным связывать успехи татарского просвещения только с именами женщин. Как писала Магруй Музафария в 1907 году в своем стихотворении «Знаменитые женщины», «женщины являются равной половинкой целой нации».

«Һәм тугрыда ким түгелбез ирләрдән без,

Гыйлем алсак, иң галимнәргә тиң без.

Бер милләтнең там яртысы без булгачдыйн,

Карап карыйк: ирләрдән ничек ким без?!»

Несмотря на феминистическую риторику этого стихотворения, надо признать, что другая половина нации — мужчины тоже не менее самоотверженно работали во имя прогресса своего народа, в том числе в области женского просвещения.

В сегодняшней публикации хочется обратить внимание читателей на личность иркутского купца Загидуллы Шафигуллина. Это очень неординарная фигура, известный деятель своей эпохи. Он родился в деревне Акзигитово Цивильского уезда Казанской губернии в 1840 году. Кстати, совсем недавно Институтом истории Марджани была подготовлена книга по истории татарских деревень Горной стороны, где освещается и история Акзигитово.

Несмотря на успешные коммерческие дела в далекой Сибири, Загидулла Шафигуллин никогда не забывал о родной деревне. Периодически туда наведывался, построил не только добротный дом для себя, но и решил поддержать местную мусульманскую общину. Вскоре при мечети появилось медресе для мальчиков, а позднее была организована школа для девочек. Эти факты общеизвестны. Но мало кто обращает внимание, что произошло сие замечательное событие — открытие женской школы в татарской деревне — в 1872 году.

Казалось бы, а что тут необычного? Тем более, что в конце XIX века таких школ было достаточно. Только вот женские школы стали открываться лишь в 1890-е годы, а до этого девочки ходили на занятия в дом имама своей махалли, где их учила его жена — остазбика (абыстай). Это был традиционный уклад жизни мусульманской общины. Как видим, в Казанской губернии данный порядок изменил именно Загидулла Шафигуллин. Он выделил специальное здание, общественное пространство, где начали собираться остазбика и ее ученицы.

0,0(0 оценок)
Ответ:
13Sasharubakova
13Sasharubakova
07.03.2023 20:46

Написати есе на тему "У кожної людини своя місія на Землі" ​.Я вважаю, що людина живе для того, щоб самовдосконалюватися. Ми вчимося, опановуємо нові знання, працюємо, творимо та винаходимо різні речі. Людина працює, ростить дітей, навчає їх, передає їм свій досвід. Кожне нове покоління стає більш розвинутим, чим його попередники, завдяки  чому з’являються нові технології.Життя людини на Землі можливо умовно поділити на чотири стадії - дитинство, юність, середній вік і старість. Для кожної стадії притаманні свої цілі.

Объяснение:

0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Литература
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота