"Маленькие трагедии" — действительно маленькие, короткие истории, но столь захватывающие, что прочитываешь их "одним вздохом". Сюжеты о Дон Жуане или о Моцарте и Сальери были известны и до Пушкина, не только он использовал их в своем творчестве, но именно Пушкин сумел преподнести эти легенды так ярко и выразительно, что они стали для большинства настоящей и непреложной истиной. Очень сильна эмоциональная сторона трагедий. Характеры героев, их поведение представлены чрезвычайно ясно. Читатель вместе с ними переживает их внутреннюю борьбу, сомнения, страх. Не зря на "Маленькие трагедии" написано множество музыкальных произведений, сняты фильмы, поставлены чудесные спектакли. Это творение Пушкина вдохновляет своими сильными образами, красивыми и жуткими сценами (пир во время чумы, приближение Каменного гостя. .). Есть здесь и страх, и любовь, и страсть, и предательство. Одна из таких трагедий - "Моцарт и Сальери". Смерть великого Моцарта была предметом разных произведений, есть различные ее интерпретации. Пушкин в своей версии взял за основу одну из человеческих страстей - зависть. Трагедия "Моцарт и Сальери" выглядит как картина, в которой второй план контрастнее первого. Так, именно Сальери является ее главным героем. Именно его мучительные переживания, страшная зависть не бездарного, но посредственного композитора - главная завязка сюжета. А на первом плане мы видим беззаботного гения, который с одинаковой легкостью резвится по балам, веселится с прекрасными девушками и пишет музыку. Музыку, которая безумно восхищает и подавляет Сальери. С одной стороны, он понимает, что перед ним гений, но с другой — он не может осознать такой несправедливости судьбы.
М.Горький сказал об образе Василисы Премудрой прекрасные слова. Василиса заботливо спрашивает, о чем печалится Иван-царевич, успокаивает его. Она не хвастает перед ним своей красотой и умением, а делает свое дело ночью, когда ее никто не видит. Трудится она легко, с любовью. И если бы не необходимость явиться на пир к царю, она бы не сбросила перед людьми лягушачью кожу до назначенного срока. Иван-царевич кажется дураком своим братьям и отцу, потому что он соглашается взять в жены не боярскую или купеческую дочь, а лягушку. После того, как он совершает ошибку, он мужественно отправляется в путь и преодолевает все трудности и невзгоды, которые выпадают на его долю. После первого приказа отца испечь каждой невестке по караваю Иван-царевич возвращается невесел, буйну голову повесил. Утром, увидев хлеб, он "диву дался: никогда таких не видывал!" Когда на следующее утро он взглянул на ковер, сотканный своей женой, то просто "ахнул: такой ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!" Но даже после этого он не доверяет своей жене, сомневается, как поведет ее на пир, и терпит насмешки от братьев и их жен. В нетерпении Иван-царевич сжигает лягушачью кожу. После прощания с Василисой он неутешно горюет, но не засыпает, как после заданий своего отца, а собирается в поход. Он проявляет решимость, мужество, упорство, терпит нужду, холод и голод. Он проявляет доверие к старичку, который дает ему клубочек, сочувствие и желание когда жалеет животных отпускает щуку в море, и бесстрашие, когда смело отвечает Бабе Яге. В испытаниях раскрываются в нем те черты характера, которые не проявлялись, когда он жил в царстве своего отца. Как награда, возвращается к нему Василиса Премудрая.
Иван-царевич кажется дураком своим братьям и отцу, потому что он соглашается взять в жены не боярскую или купеческую дочь, а лягушку. После того, как он совершает ошибку, он мужественно отправляется в путь и преодолевает все трудности и невзгоды, которые выпадают на его долю.
После первого приказа отца испечь каждой невестке по караваю Иван-царевич возвращается невесел, буйну голову повесил. Утром, увидев хлеб, он "диву дался: никогда таких не видывал!" Когда на следующее утро он взглянул на ковер, сотканный своей женой, то просто "ахнул: такой ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!" Но даже после этого он не доверяет своей жене, сомневается, как поведет ее на пир, и терпит насмешки от братьев и их жен. В нетерпении Иван-царевич сжигает лягушачью кожу. После прощания с Василисой он неутешно горюет, но не засыпает, как после заданий своего отца, а собирается в поход. Он проявляет решимость, мужество, упорство, терпит нужду, холод и голод. Он проявляет доверие к старичку, который дает ему клубочек, сочувствие и желание когда жалеет животных отпускает щуку в море, и бесстрашие, когда смело отвечает Бабе Яге. В испытаниях раскрываются в нем те черты характера, которые не проявлялись, когда он жил в царстве своего отца. Как награда, возвращается к нему Василиса Премудрая.