повесть чингиза айтматова «первый учитель» была написана в 1962 году. в этом захватывающем произведении автор возвращает нас в далёкий 1924-й, дни становления советской власти. время, когда ломались вековые устои, когда надежды и энтузиазм единиц часто натыкался на непроходимую тьму рабски воспитанных умов, жестокость традиций, равнодушие и нищету.
рассказывая эту от лица главной героини, писатель хотел, чтобы мы услышали не только её. он хотел донести до нас мысли и слова всех обездоленных и многих из тех, кто таки пробился из той кромешной темноты, пожертвовал многим, но сумел вырасти , радоваться жизни, и приносить радость другим. а ещё показать необходимость быть и не забывать тех, кто поднимал нас на своей спине.
повесть необыкновенно красива по своей композиции. хотя сам айтматов сравнивает её с картиной, она напоминает скорее музыкальное произведение. тихое, задумчивое вступление и вот мы уже видим ту же картину, что и автор. маленький аил, затерянный в горах, далеко от больших городов с его тихой жизнью и повседневными делами. ровная, спокойная мелодия - радостное событие, постройка школы, приглашение гостей, встреча героини с земляками, с родными местами.
но в этой радости уже слышны тревожно-грустные нотки. что-то не так, неполный этот праздник, мимолётные слова, необдуманные шутки не покоя, как невозвращенный долг.
в рассказе главной героини, алтынай открывается вся суть этой повести, её кульминация. вот как, оказывается, пробивалась учеба в те далёкие годы. из ничего, имея только огромное желание и веря, что дело его не напрасно, главный герой, молодой дюйшен, построил не только школу (кто бы из нас, увидев, назвал это но и перестроил, сдвинул с места огромные глыбы невежества, господствовавшие в умах людей.
из повествования видно, как глубоко затрагивала эта тема самого чингиза айтматова. он словно вместе с героями терпел обжигающе студёную воду ручья и насмешки проезжающих. как будто вместе с дюйшеном жалел беззащитную девочку и защищал её в неравной схватке. и хотя устои той системы больно обожгли судьбы обоих героев, они вышли победителями, их жизни не были напрасными. как не напрасной была и «школа дюйшена»
эти слова я пишу о тебе и для тебя, о дружбе, брат мой меньший. я желаю, чтобы ты был любим и уважаем всеми. в транспорте, если увидишь старушку или старичка, уступи им место. ты сделаешь добро, тебе ответят тем же. если обедаешь, то помни пословицу : " когда я ем, я глух и нем". не вступай беседы со старшими, не заглядывай в тарелку соседа, а то поперхнется он, а ты виноват останешься. в гимназии слушай учителя, выполняй все его , ибо наставники тебе в голову знания "впускают" не зря и плохому не научат.
на этом позволь откланяться. прочти мое поучение с пользой для себя.
никогда не обманывай родителей, все тайное непременно станет когда-нибудь явным.
не обижай малышей, потому что тот, кто сильней и старше тебя, обидит тебя.
если твой друг или подруга доверили тебе какой-нибудь секрет, не рассказывай его никому. ведь тебе неприятно, когда другие люди твои секреты.
если тебе что-то неприятное сказал пожилой человек, не отвечай ему грубостью, а подумай хорошенько над его словами. старые люди знают много.
если твой приятель отвечает что-то у доски, не сбивай его, даже если ты заметил ошибку, ведь твое замечание отвлекает мысли товарища от ответа.
не запоминай обиды — у всех бывают моменты, когда теряется контроль над собой.
будь добрым к людям; все хорошее, что ты делал им, вернется к тебе через этих и других людей.
если ты, малыш, будешь следовать этим наставлениям, твоя жизнь будет намного легче.
карина л. поучение другу
друг мой, прочитай эту грамотку, не посмейся над ней, а призадумайся.
когда ты видишь, что сильный бьет слабого, останови его. ведь более сильный может побить тебя.
не смейся над старостью, так как все к ней придем.
не обижай животных, ведь они не могут высказать печаль и боль свою.
береги природу, ибо даже во сне человек не может вообразить ничего прекраснее природы.
цени каждую минуту, ибо жизнь твоя пройдет быстро. уважай ближнего своего, и он будет уважать тебя.
не ленись, ибо самые дарования губятся леностью.
выполняй всегда свой долг, хоть иногда это делать тяжело, но не выполнять еще тяжелее.
не суди о других, научись судить о себе самом.
имей чистую совесть, и не будешь бояться ни лжи, ни сплетен. если друзья твои достигли успеха, не завидуй, а радуйся за них. но и стремись догнать и обогнать их.
не хвались. дождись, чтобы тебя хвалил кто-то другой.
говори только правду. кто раз солгал, тому не поверят.
в другом классе (учительница е. в. ключникова) этой же школы учащиеся использовали в своих «поучениях» множество пословиц и поговорок, например:
поучение
дорогой друг, послушай мою грамотку и не посмейся над нею, а пойми ее и постарайся выполнить все, что в ней написано.
не ленитесь, ведь мать всем порокам лень. если не трудиться, так и хлеб не родится.
почитайте родителей, слушайте их во всем.
уважайте старых и им во всем, в чем можете. ведь человек старый за свою жизнь пережил многое, и сейчас ему так нужен покой.
не обижайте младших, а старайтесь защитить их.
будьте со всеми доброжелательны и ласковы, потому что как вы будете относиться к людям, так и люди к вам.
поучение
не делай другим зла, ибо как аукнется, так и откликнется.
не верь лести — она лжива, ибо птицу обманывают кормом, а человека лестью.
не засматривайся на чужое. за чужим погонишься — свое потеряешь.
несколько иными получились работы в школе № 440:
инга о. поучение детям о том,
как вести себя в транспорте
я научаю вас, дети, как следует вести себя в обществе. войдя в автобус ли, троллейбус ли, трамвай ли — все едино, не забудь пробить бумажку ту малую, с которой проезд всем разрешается и без которой тебя с позором великим из транспорта выдворить могут. не забывай быть вежливым, внимательным: уступай место тем, кто старее тебя, не наступай на ноги отрокам, старцам, всем добрым людям, а ежели и случится с тобой такая оплошность, то извинись, помни, что непочтительность — это грех.
не вкушай ничего в транспорте, ибо дразнишь соседа своего и непорядок учиняешь.
ответ:
повесть чингиза айтматова «первый учитель» была написана в 1962 году. в этом захватывающем произведении автор возвращает нас в далёкий 1924-й, дни становления советской власти. время, когда ломались вековые устои, когда надежды и энтузиазм единиц часто натыкался на непроходимую тьму рабски воспитанных умов, жестокость традиций, равнодушие и нищету.
рассказывая эту от лица главной героини, писатель хотел, чтобы мы услышали не только её. он хотел донести до нас мысли и слова всех обездоленных и многих из тех, кто таки пробился из той кромешной темноты, пожертвовал многим, но сумел вырасти , радоваться жизни, и приносить радость другим. а ещё показать необходимость быть и не забывать тех, кто поднимал нас на своей спине.
повесть необыкновенно красива по своей композиции. хотя сам айтматов сравнивает её с картиной, она напоминает скорее музыкальное произведение. тихое, задумчивое вступление и вот мы уже видим ту же картину, что и автор. маленький аил, затерянный в горах, далеко от больших городов с его тихой жизнью и повседневными делами. ровная, спокойная мелодия - радостное событие, постройка школы, приглашение гостей, встреча героини с земляками, с родными местами.
но в этой радости уже слышны тревожно-грустные нотки. что-то не так, неполный этот праздник, мимолётные слова, необдуманные шутки не покоя, как невозвращенный долг.
в рассказе главной героини, алтынай открывается вся суть этой повести, её кульминация. вот как, оказывается, пробивалась учеба в те далёкие годы. из ничего, имея только огромное желание и веря, что дело его не напрасно, главный герой, молодой дюйшен, построил не только школу (кто бы из нас, увидев, назвал это но и перестроил, сдвинул с места огромные глыбы невежества, господствовавшие в умах людей.
из повествования видно, как глубоко затрагивала эта тема самого чингиза айтматова. он словно вместе с героями терпел обжигающе студёную воду ручья и насмешки проезжающих. как будто вместе с дюйшеном жалел беззащитную девочку и защищал её в неравной схватке. и хотя устои той системы больно обожгли судьбы обоих героев, они вышли победителями, их жизни не были напрасными. как не напрасной была и «школа дюйшена»
ответ:
объяснение:
эти слова я пишу о тебе и для тебя, о дружбе, брат мой меньший. я желаю, чтобы ты был любим и уважаем всеми. в транспорте, если увидишь старушку или старичка, уступи им место. ты сделаешь добро, тебе ответят тем же. если обедаешь, то помни пословицу : " когда я ем, я глух и нем". не вступай беседы со старшими, не заглядывай в тарелку соседа, а то поперхнется он, а ты виноват останешься. в гимназии слушай учителя, выполняй все его , ибо наставники тебе в голову знания "впускают" не зря и плохому не научат.
на этом позволь откланяться. прочти мое поучение с пользой для себя.
никогда не обманывай родителей, все тайное непременно станет когда-нибудь явным.
не обижай малышей, потому что тот, кто сильней и старше тебя, обидит тебя.
если твой друг или подруга доверили тебе какой-нибудь секрет, не рассказывай его никому. ведь тебе неприятно, когда другие люди твои секреты.
если тебе что-то неприятное сказал пожилой человек, не отвечай ему грубостью, а подумай хорошенько над его словами. старые люди знают много.
если твой приятель отвечает что-то у доски, не сбивай его, даже если ты заметил ошибку, ведь твое замечание отвлекает мысли товарища от ответа.
не запоминай обиды — у всех бывают моменты, когда теряется контроль над собой.
будь добрым к людям; все хорошее, что ты делал им, вернется к тебе через этих и других людей.
если ты, малыш, будешь следовать этим наставлениям, твоя жизнь будет намного легче.
карина л. поучение другу
друг мой, прочитай эту грамотку, не посмейся над ней, а призадумайся.
когда ты видишь, что сильный бьет слабого, останови его. ведь более сильный может побить тебя.
не смейся над старостью, так как все к ней придем.
не обижай животных, ведь они не могут высказать печаль и боль свою.
береги природу, ибо даже во сне человек не может вообразить ничего прекраснее природы.
цени каждую минуту, ибо жизнь твоя пройдет быстро. уважай ближнего своего, и он будет уважать тебя.
не ленись, ибо самые дарования губятся леностью.
выполняй всегда свой долг, хоть иногда это делать тяжело, но не выполнять еще тяжелее.
не суди о других, научись судить о себе самом.
имей чистую совесть, и не будешь бояться ни лжи, ни сплетен. если друзья твои достигли успеха, не завидуй, а радуйся за них. но и стремись догнать и обогнать их.
не хвались. дождись, чтобы тебя хвалил кто-то другой.
говори только правду. кто раз солгал, тому не поверят.
в другом классе (учительница е. в. ключникова) этой же школы учащиеся использовали в своих «поучениях» множество пословиц и поговорок, например:
поучение
дорогой друг, послушай мою грамотку и не посмейся над нею, а пойми ее и постарайся выполнить все, что в ней написано.
не ленитесь, ведь мать всем порокам лень. если не трудиться, так и хлеб не родится.
почитайте родителей, слушайте их во всем.
уважайте старых и им во всем, в чем можете. ведь человек старый за свою жизнь пережил многое, и сейчас ему так нужен покой.
не обижайте младших, а старайтесь защитить их.
будьте со всеми доброжелательны и ласковы, потому что как вы будете относиться к людям, так и люди к вам.
поучение
не делай другим зла, ибо как аукнется, так и откликнется.
не верь лести — она лжива, ибо птицу обманывают кормом, а человека лестью.
не засматривайся на чужое. за чужим погонишься — свое потеряешь.
несколько иными получились работы в школе № 440:
инга о. поучение детям о том,
как вести себя в транспорте
я научаю вас, дети, как следует вести себя в обществе. войдя в автобус ли, троллейбус ли, трамвай ли — все едино, не забудь пробить бумажку ту малую, с которой проезд всем разрешается и без которой тебя с позором великим из транспорта выдворить могут. не забывай быть вежливым, внимательным: уступай место тем, кто старее тебя, не наступай на ноги отрокам, старцам, всем добрым людям, а ежели и случится с тобой такая оплошность, то извинись, помни, что непочтительность — это грех.
не вкушай ничего в транспорте, ибо дразнишь соседа своего и непорядок учиняешь.