Вповести «тарас бульба» н.в. гоголь прославляет героизм людей. критик в.г. белинский писал: « «тарас бульба» есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа.» а сам н.в. гоголь так написал о своем произведении: «тогда было то поэтическое время, когда все добывалось саблею, когда каждый в свою очередь стремился быть действующим лицом, а не зрителем.» на примере семьи тараса гоголь показал нравы и обычаи запорожского казачества тех лет. тарас бульба был богатым казаком и мог себе позволить отправить своих детей учиться в бурсу. он хотел, чтобы его дети выросли не только сильными и смелыми, но и образованными людьми. тарас считал, что если дети будут расти дома, под боком у матери, то из не выйдет хороших казаков, потому что каждый казак должен «почувствовать битву». старший сын остап не хотел учиться: несколько раз убегал он из бурсы, но его возвращали; он закапывал учебники, но ему покупали новые. и однажды тарас сказал остапу, что если тот не будет учиться, то его отправят в монастырь на двадцать лет. только эта угроза заставила остапа продолжить учение. когда остап с друзьями проделывали всякие шалости, он брал всю вину на себя и не выдавал друзей. а андрий любил учиться и был зачинщиком всех шалостей . но ему всегда удавалось избежать наказания. несмотря на различия, остап и андрий обладали цельным характером, только у остапа это проявилось в преданности делу и отчизне, а у андрия в любви к прекрасной панночке. в сечи были суровые нравы. там ничему не учили кроме дисциплины, иногда стреляли в цель и ездили на лошадях, и изредка ходили на охоту. «казак и спать любит под вольным небом, чтобы не низкий потолок избы, а звездный полог был над его головой, и не было больше чести для казака, чем постоять за свою волю, не было другого закона, кроме боевого товарищества». «пахарь ломает свой плуг, бровари и пивовары кидали свои кади и разбивали бочки, ремесленник и торгаш посылали к черту и ремесло, и лавку, били горшки в доме. и все, что ни было садилось на коня. словом характер получил здесь широкий, могучий размах и дюжинную наружность». запорожское казачество возникло в низовьях днепра на островах за порогами. туда собиралось множество людей. в 16 веке будущие украина и белоруссия оказались в составе речи посполитой. гонения по религиозному признаку вызывали сопротивление и восстания против польского государства. именно в это суровое время и пришлось жить героям гоголя. остапу был на роду написан «битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». в нем были заметны наклонности будущего вождя. «крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва». но судьбой не суждено было остапу стать великим полководцем и вождем. в битве под дубно он попал в плен и, претерпев страшные пытки, был казнен на площади варшавы. остап – воплощение преданности вере, долгу и товарищам. андрий – полная противоположность своего старшего брата. он весь погружался в «очаровательную музыку пуль и мечей». он не знал что такое значит рассчитывать заранее свои или чужие силы. под воздействием своих чувств был способен не только героически сражаться, но и предать своих товарищей. любовь к прекрасной панночке погубила младшего сына тараса. поддавшись чувствам он забыл любовь к родине и долг перед товарищами, и пуля, выпущенная рукой родного отца со словами: «я тебя породил, я тебя и убью», оборвала молодую жизнь андрия. гоголь с большой любовью описывает и остапа, и андрия, и тараса. его повесть звучит как гимн отчизне, героизму соотечественников. андрий ради своих чувств не побоялся отказаться от своей веры, семьи и пошел против отчизны. остап вызывает уважение своей преданностью к общему делу, непоколебимой верой и стойкостью. вот образ
Врассказе юрия казакова «тихое утро» выведены в образах главных героев два мальчика: городской житель володя и простой деревенский парень яшка. яшка – типичный житель сельской местности, знаток настоящей . портрет героя примечателен: старые штаны и рубаха, босые ноги, испачканные пальцы. мальчик презрительно отнесся к вопросу городского володи: «а не рано? » городской мальчик – полная противоположность яшки: собрался на в ботинках. поссорились из-за пустяка, поэтому сердятся друг на друга. но володя имеет более мягкий и уступчивый характер, поэтому не задает лишних вопросов, боясь еще больше рассердить яшку. постепенно полному восторгу володи от ранней утренней прогулки напряжение между мальчиками спадает, они начинают вести бойкий разговор о . яшка с готовностью рассказывает об особенностях клева на заре, о рыбе, которая водится в здешних водоемах, объясняет услышанные в лесу звуки, говорит о реке. будущая сближает мальчиков. природа как бы созвучна настроению героев: она притягивает своей красотой. володя, как и яшка, начинает чувствовать природу, мрачный омут реки пугает своей глубиной. через некоторое время володя упал в воду. яшка, видя, что его напарник тонет, принимает единственно верное решение: бросается в холодную воду спасать володю: «чувствуя, что сейчас задохнется, яшка рванулся к володе, схватил его за рубашку, зажмурился, торопливо дернул тело володи вверх… не выпуская володиной рубашки, он стал подталкивать его к берегу. плыть было тяжело. почувствовав дно под ногами, яшка положил володю грудью на берег, лицом в траву, тяжело вылез сам и вытащил володю». слезы яшки в финале рассказа свидетельствуют об огромном облегчении, которое испытал герой. видя улыбку володи, яшка «заревел, заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слез, плакал он от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось…». подробнее - на -