несмотря на то, что в «повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» присутствуют фантастические элементы, это произведение относится к направлению реализм. одним из любимых жанров салтыкова-щедрина была сказка, и писатель создал удивительные произведения, в которых присутствует волшебство. но это действительно уникальные повести: в них автор обличает истинную сущность помещиков своего времени, насмехается над их неприспособленностью, обнажает сущность такого социального явления, как взяточничество. поэтому «сказки для детей изрядного возраста» считаются реалистическими. если до салтыкова-щедрина писатели обращались к сказкам, чтобы уйти от действительности в фантастический мир, то этот грандиозный сатирик показывает окружающий мир без прикрас. эту мрачную действительность сглаживает лишь сказочный стиль написания.
композиция произведения «повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» похожа на композицию большинства народных сказок. она состоит из трёх элементов: сказочный зачин «жили да были», предвещающий развитие фантастических событий; кульминация, то есть, встреча генералов с мужиком; развязка, «счастливый» конец, в котором генералы получают большую сумму денег, а мужик – рюмку водки да пятак серебра. автор, иронизируя, отмечает жизненную несправедливость: власть, не ударившая палец о палец, купается в золоте, тогда как простой народ, выполняющий всю работу, остаётся ни с чем.
в сказке можно условно выделить две сюжетные линии: до появления мужика и после. в первой линии салтыков-щедрин раскрывает образы генералов. мы видим, что герои схожи, но автор всё равно наделил каждого из них особенным характером: если первый генерал просто глуп и ленив, то второй ещё и груб. этот факт указывает на замысел автора: изобразить генералов, как типичных людей, имеющих власть, но при этом не безликими существами.
во второй сюжетной линии центральное место занимает образ мужика, а также взаимоотношения между ним и генералами. писатель противопоставляет мужицкие старания лени и людей, находящихся выше его по званию.
проанализировав основные сюжетные линии сказки, можно утверждать, что в «повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» показаны два противоположных социальных слоя: народ и власть. во взаимоотношениях этих двух лагерей и заключена главная проблема произведения.
второй лагерь представлен двумя генералами, которые всю свою жизнь прослужили «в какой-то там регистратуре», «ничего не понимали» и ничего не умели. салтыков-щедрин с первых строк произведения начинает высмеивать представителей власти с их непомерной гордостью и при этом чрезвычайной неприспособленностью. создаётся образ исключительно отрицательных персонажей, эгоистичных и ленивых. автор специально не наделяет их именами, чтобы показать типичность таких интеллигентов.
в первый же лагерь автор помещает всего одного героя: безымянного мужичка, который безмолвно подчиняется всем приказам генералов. писатель наделяет его сказочными способностями: то он делает силок из собственных волос, то печет провизию на костре, созданном из двух кусочков дерева. салтыков-щедрин подчёркивает, что как бы генералы не ругали его, мужик никогда не говорил слова поперёк. автор с грустью рисует образ трудолюбивого народа, который привык беспрекословно подчиняться властным лицам.
почему же салтыков-щедрин выбрал жанр сказки, хотя он ставит в произведении такие сложные темы, как социальное неравенство, злоупотребление властью, жизненная несправедливость? таким образом писатель обходил строгие законы цензуры. если бы салтыков-щедрин попробовал опубликовать свои мысли в рамках публицистической статьи, то его бы немедленно отправили в повторную ссылку. таким образом, написание сказок, под которыми скрыта ужасающая действительность, ему иносказательно выразить своё отношение к важнейшим проблемам того времени, сделало его новатором в области реалистической прозы.
«повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - это сатирическая сказка, в которой поднимаются важнейшие проблемы, не потерявшие своей актуальности и в наше время.
Самый яркий образ комедии - это Хлестаков, тот, кто явился виновником необычных событий. Гоголь сразу же даёт понять зрителю, что Хлестаков не ревизор. Однако весь смысл этого персонажа и его отношение к своим ревизорским "обязанностям" становится ясны не сразу. Хлестаков не переживает по приезде в город никакого процесса ориентации - для этого ему, недостаёт элементарной наблюдательности. Не строит он никаких планов обмана чиновников - для этого у него нет достаточной хитрости. Не пользуется он сознательно выгодами своего положения, потому что оно состоит, он и не задумывается. Только перед самым отъездом Хлестаков смутно догадывается, что его приняли "за государственного человека", но за кого именно, он так и не понял. Всё происходящие с ним в пьесе происходит как бы помимо его воли. Хлестакова сделали вельможей те фантастические, извращённые отношения, в которые люди поставлены друг к другу. Но, конечно, для этого нужны были и некоторые качества самого Хлестакова. Когда человек напуган, то самое эффективное - это дать людям возможность и дальше запугивать самих себя, не мешать катастрофическому возрастанию "всеобщего страха". Ничтожный и недалёкий Хлестаков с успехом это делает. Он бессознательно и потому наиболее верно ведёт ту роль, которой от него требует ситуация. Субъективно Хлестаков был прекрасно подготовлен к этой " роли". В петербурских канцеляриях он накопил необходимый запас представлений, как должно вести себя начальственное лицо. "Обры - ваемый доселе во всему, даже и замашке пройтись козырём по невскому проспекту", Хлестаков не мог втайне не примеривать к себе полученного опыта, не мечтать лично производить всё то, что ежедневно производилось над ним. Делал он это бескорыстно и бессознательно, по-детски мешая быль и мечту, действительное и желаемое. А почему, собственно, не быть Хлестакову "Ревизором", начальственным лицом? Это "несообразность", но как смеясь уверяет писатель, "во всём этом, есть что-то" В мире, где так странно и непостижимо "играет нами судьба наша", возможно, чтобы кое-что происходило и не по правилам.
несмотря на то, что в «повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» присутствуют фантастические элементы, это произведение относится к направлению реализм. одним из любимых жанров салтыкова-щедрина была сказка, и писатель создал удивительные произведения, в которых присутствует волшебство. но это действительно уникальные повести: в них автор обличает истинную сущность помещиков своего времени, насмехается над их неприспособленностью, обнажает сущность такого социального явления, как взяточничество. поэтому «сказки для детей изрядного возраста» считаются реалистическими. если до салтыкова-щедрина писатели обращались к сказкам, чтобы уйти от действительности в фантастический мир, то этот грандиозный сатирик показывает окружающий мир без прикрас. эту мрачную действительность сглаживает лишь сказочный стиль написания.
композиция произведения «повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» похожа на композицию большинства народных сказок. она состоит из трёх элементов: сказочный зачин «жили да были», предвещающий развитие фантастических событий; кульминация, то есть, встреча генералов с мужиком; развязка, «счастливый» конец, в котором генералы получают большую сумму денег, а мужик – рюмку водки да пятак серебра. автор, иронизируя, отмечает жизненную несправедливость: власть, не ударившая палец о палец, купается в золоте, тогда как простой народ, выполняющий всю работу, остаётся ни с чем.
в сказке можно условно выделить две сюжетные линии: до появления мужика и после. в первой линии салтыков-щедрин раскрывает образы генералов. мы видим, что герои схожи, но автор всё равно наделил каждого из них особенным характером: если первый генерал просто глуп и ленив, то второй ещё и груб. этот факт указывает на замысел автора: изобразить генералов, как типичных людей, имеющих власть, но при этом не безликими существами.
во второй сюжетной линии центральное место занимает образ мужика, а также взаимоотношения между ним и генералами. писатель противопоставляет мужицкие старания лени и людей, находящихся выше его по званию.
проанализировав основные сюжетные линии сказки, можно утверждать, что в «повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» показаны два противоположных социальных слоя: народ и власть. во взаимоотношениях этих двух лагерей и заключена главная проблема произведения.
второй лагерь представлен двумя генералами, которые всю свою жизнь прослужили «в какой-то там регистратуре», «ничего не понимали» и ничего не умели. салтыков-щедрин с первых строк произведения начинает высмеивать представителей власти с их непомерной гордостью и при этом чрезвычайной неприспособленностью. создаётся образ исключительно отрицательных персонажей, эгоистичных и ленивых. автор специально не наделяет их именами, чтобы показать типичность таких интеллигентов.
в первый же лагерь автор помещает всего одного героя: безымянного мужичка, который безмолвно подчиняется всем приказам генералов. писатель наделяет его сказочными способностями: то он делает силок из собственных волос, то печет провизию на костре, созданном из двух кусочков дерева. салтыков-щедрин подчёркивает, что как бы генералы не ругали его, мужик никогда не говорил слова поперёк. автор с грустью рисует образ трудолюбивого народа, который привык беспрекословно подчиняться властным лицам.
почему же салтыков-щедрин выбрал жанр сказки, хотя он ставит в произведении такие сложные темы, как социальное неравенство, злоупотребление властью, жизненная несправедливость? таким образом писатель обходил строгие законы цензуры. если бы салтыков-щедрин попробовал опубликовать свои мысли в рамках публицистической статьи, то его бы немедленно отправили в повторную ссылку. таким образом, написание сказок, под которыми скрыта ужасающая действительность, ему иносказательно выразить своё отношение к важнейшим проблемам того времени, сделало его новатором в области реалистической прозы.
«повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - это сатирическая сказка, в которой поднимаются важнейшие проблемы, не потерявшие своей актуальности и в наше время.
Хлестаков не переживает по приезде в город никакого процесса ориентации - для этого ему, недостаёт элементарной наблюдательности. Не строит он никаких планов обмана чиновников - для этого у него нет достаточной хитрости. Не пользуется он сознательно выгодами своего положения, потому что оно состоит, он и не задумывается. Только перед самым отъездом Хлестаков смутно догадывается, что его приняли "за государственного человека", но за кого именно, он так и не понял. Всё происходящие с ним в пьесе происходит как бы помимо его воли.
Хлестакова сделали вельможей те фантастические, извращённые отношения, в которые люди поставлены друг к другу. Но, конечно, для этого нужны были и некоторые качества самого Хлестакова. Когда человек напуган, то самое эффективное - это дать людям возможность и дальше запугивать самих себя, не мешать катастрофическому возрастанию "всеобщего страха". Ничтожный и недалёкий Хлестаков с успехом это делает. Он бессознательно и потому наиболее верно ведёт ту роль, которой от него требует ситуация.
Субъективно Хлестаков был прекрасно подготовлен к этой " роли". В петербурских канцеляриях он накопил необходимый запас представлений, как должно вести себя начальственное лицо. "Обры - ваемый доселе во всему, даже и замашке пройтись козырём по невскому проспекту", Хлестаков не мог втайне не примеривать к себе полученного опыта, не мечтать лично производить всё то, что ежедневно производилось над ним. Делал он это бескорыстно и бессознательно, по-детски мешая быль и мечту, действительное и желаемое.
А почему, собственно, не быть Хлестакову "Ревизором", начальственным лицом? Это "несообразность", но как смеясь уверяет писатель, "во всём этом, есть что-то"
В мире, где так странно и непостижимо "играет нами судьба наша", возможно, чтобы кое-что происходило и не по правилам.