Отличительные свойства прозы Н.С. Лескова – сказочные мотивы, сплетение комического и трагического, неоднозначность авторских оценок персонажей – в полной мере проявились в одном из самых известных произведений писателя “Левше”.
Знакомя нас с главным героем, автор не демонстрирует его привлекательность, всего несколько деталей: “косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны”. Однако Левша – искусный тульский мастеровой, один из тех тульских оружейников, которым удалось подковать английскую “нимфозорию” и, тем самым, превзойти английских мастеров.
При встрече с самим царём Левша не пугается, а “идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится ”. Левша, неказистый мужичок, не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Действительно, здесь есть чему подивиться – умельцы не только не испортили диковину, но и по мастерству обошли англичан: подковали стальную блоху и написали свои имена на подковках. Это такая миниатюрная работа, что увидеть результат можно в «мелкоскоп», увеличивающий в несколько сотен раз, а мастера по причине бедности делали всю деликатную работу без «мелкоскопа», потому что у них «так глаз пристрелявши». Однако имени Левши на подковах не было, так как он считал себя недостойным этого. По его мнению, ничего особенного он не сделал, ведь работал с деталями меньше подковок: выковывал гвоздики, чтобы их прибить.
Левша готов пожертвовать собой ради Отечества, во имя дела. Он едет в Англию без документов, голодный (ему в дороге “на каждой станции пояса на один значок еще перетягивали, чтобы кишки с легкими не перепутались”), чтобы показать иностранцам русскую смекалку и умение, и вызывает уважение англичан своим нежеланием остаться в их стране.
Мастерство и умение Левши вызвало заслуженное уважение у англичан, но, к сожалению, он был лишён технических знаний, доступных английским мастерам, и, как результат, подкованная Левшою с товарищами “нимфозория” больше не может танцевать: «Это жалко, - сожалеют англичане, - лучше бы, если б вы из арифметики по крайности хоть четыре правила сложения, знали, то, бы вам было гораздо пользительнее, чем весь Полусонник. Тогда бы вы могли сообразить, что в каждой-машине расчет силы есть; а то вот хоша вы очень в руках искусны, а не сообразили, что такая малая машинка, как в нимфозории, на самую аккуратную точность рассчитана и ее подковок несть не может. Через это теперь нимфозория и непрыгает и дансе не танцует».
Когда Левша возвращается на родину, он заболевает и умирает, никому не нужный. Брошенный на пол в “простонародной” больнице, он олицетворяет собой негуманность, недальновидность и неблагодарность государственной власти – причину неустроенности России, как считает автор.
Из всего рассказа становится очевидным, что Лесков сочувствует Левше, жалеет его, авторские комментарии наполнены горечью. В образе Левши отразились поиски Лесковым положительного национального героя, и, на мой взгляд, этот образ очень близок к цели.
ответ:«Гнездо глухаря» была написана в 1978 году. Чтобы глубже понять это произведение, необходимо вспомнить, что оно было создано в период глубокого экономического застоя. Драматург очень остро ощутил нравственный разлад в нашем обществе.
В основе пьесы лежит столкновение разных взглядов на жизнь членов семьи Степана Алексеевича Судакова. Карьеристским, мещанским устремлениям главы семьи и его зятя Егора противопоставлены человечные и чистые помыслы Прова и Искры, детей Судакова. На первый взгляд, здесь конфликт отцов и детей, характерный для творчества Розова, но всё оказывается гораздо глубже.
Одна из проблем пьесы – нравственная деградация личности. Степан Алексеевич воевал во время Великой Отечественной войны, на фронте встретил свою будущую жену. Теперь он служит «в сфере работы с иностранцами», но очень трудно представить, в чём состоит его деятельность. Постоянное посещение квартиры иностранцами, звонки с различными блатмейстерство». Судаков сам понимает порочность всего этого: «Что это за вторая сигнальная система образовалась? Ты мне - доски, я тебе – гвозди…».
Степан Алексеевич очень заботится о своей семье. Но он создал «гнездо», а не дом. Герой считает, что тот материальный достаток, которым он обеспечил жену и детей, делает их счастливыми. Судаков был поражён, когда узнал, что этого мало для счастья. Искра с деловым и перспективным мужем несчастна, даже Пров начинает выражать протест: он хочет самостоятельно принимать решения, а не использовать связи отца. Здесь становится очень значимой история самоубийства сына Хабалкина. Шестнадцатилетнего юношу погубила атмосфера семьи, вероятно, в чём-то похожей на семью Судаковых. Это самый трагический путь протеста. Смерть подростка звучит предупреждением взрослым людям.
Самый страшный персонаж – Георгий Ясюнин. Его цель – личное благополучие. Для этого ему необходим высокий служебный пост. В своих корыстных целях он использует неблаговидные средства. Любовь женщины для Георгия всего лишь ступенька служебной лестницы. Детскими воспоминаниями герой пытается убедить себя в собственной правоте. Георгий – наиболее отвратительная разновидность типа «судаковых». Он образован, умён, нравится женщинам, а в душе у него лишь холодный расчёт. У Розова нет никаких иллюзий в отношении таких людей. В семидесятые годы именно они составляли значительную часть аппарата управления, поэтому оптимизма драматург не испытывает.
Образ Прова типичен для творчества В. Розова: молодой человек вступает в борьбу со злом. Мне кажется, что Пров является предтечей главного героя драмы «Кабанчик». Этот персонаж (Пров) по сути трагичен. Он не знает, как изменить атмосферу своей семьи, его посещают мысли о самоубийстве. Именно с образами Прова и Зои связаны надежды автора на перемены в будущем.
Искра – женщина со сломанной судьбой, но с сильным характером. Её не задело влияние отца и мужа, а лишь заставило страдать.
Персонажи Розова проходят испытание на человечность. Смерть сына Хабалкина для Судакова и Георгия – очередное продвижение по служебной лестнице. Прова же это ранит очень глубоко, он даже испытывает чувство вины.
В конце пьесы семья разрушается. Это становится потрясением для Судакова, а Георгий в полном порядке. По мысли автора, «георгии» в нашем мире живут и здравствуют. Таким образом, в основе пьесы лежит конфликт двух мировоззрений: потребительского, античеловечного и гуманного, деятельного.
Жанр пьесы – семейно – психологическая сатирическая драма. По своей природе произведение реалистично.
поставил пьесу в 1980 году. Я думаю, что спектакль «Гнездо глухаря» является удачей Театра Сатиры. Одно из слагаемых этой удачи – верность авторскому замыслу. Суть спектакля составляет тот же конфликт жизненных установок. Мне кажется, что в основе режиссёрского замысла лежат два главных мотива: разоблачение мещанства, бездуховности и мотив разобщённости, одиночества людей.
Знакомя нас с главным героем, автор не демонстрирует его привлекательность, всего несколько деталей: “косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны”. Однако Левша – искусный тульский мастеровой, один из тех тульских оружейников, которым удалось подковать английскую “нимфозорию” и, тем самым, превзойти английских мастеров.
При встрече с самим царём Левша не пугается, а “идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится ”. Левша, неказистый мужичок, не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Действительно, здесь есть чему подивиться – умельцы не только не испортили диковину, но и по мастерству обошли англичан: подковали стальную блоху и написали свои имена на подковках. Это такая миниатюрная работа, что увидеть результат можно в «мелкоскоп», увеличивающий в несколько сотен раз, а мастера по причине бедности делали всю деликатную работу без «мелкоскопа», потому что у них «так глаз пристрелявши». Однако имени Левши на подковах не было, так как он считал себя недостойным этого. По его мнению, ничего особенного он не сделал, ведь работал с деталями меньше подковок: выковывал гвоздики, чтобы их прибить.
Левша готов пожертвовать собой ради Отечества, во имя дела. Он едет в Англию без документов, голодный (ему в дороге “на каждой станции пояса на один значок еще перетягивали, чтобы кишки с легкими не перепутались”), чтобы показать иностранцам русскую смекалку и умение, и вызывает уважение англичан своим нежеланием остаться в их стране.
Мастерство и умение Левши вызвало заслуженное уважение у англичан, но, к сожалению, он был лишён технических знаний, доступных английским мастерам, и, как результат, подкованная Левшою с товарищами “нимфозория” больше не может танцевать: «Это жалко, - сожалеют англичане, - лучше бы, если б вы из арифметики по крайности хоть четыре правила сложения, знали, то, бы вам было гораздо пользительнее, чем весь Полусонник. Тогда бы вы могли сообразить, что в каждой-машине расчет силы есть; а то вот хоша вы очень в руках искусны, а не сообразили, что такая малая машинка, как в нимфозории, на самую аккуратную точность рассчитана и ее подковок несть не может. Через это теперь нимфозория и непрыгает и дансе не танцует».
Когда Левша возвращается на родину, он заболевает и умирает, никому не нужный. Брошенный на пол в “простонародной” больнице, он олицетворяет собой негуманность, недальновидность и неблагодарность государственной власти – причину неустроенности России, как считает автор.
Из всего рассказа становится очевидным, что Лесков сочувствует Левше, жалеет его, авторские комментарии наполнены горечью. В образе Левши отразились поиски Лесковым положительного национального героя, и, на мой взгляд, этот образ очень близок к цели.
ответ:«Гнездо глухаря» была написана в 1978 году. Чтобы глубже понять это произведение, необходимо вспомнить, что оно было создано в период глубокого экономического застоя. Драматург очень остро ощутил нравственный разлад в нашем обществе.
В основе пьесы лежит столкновение разных взглядов на жизнь членов семьи Степана Алексеевича Судакова. Карьеристским, мещанским устремлениям главы семьи и его зятя Егора противопоставлены человечные и чистые помыслы Прова и Искры, детей Судакова. На первый взгляд, здесь конфликт отцов и детей, характерный для творчества Розова, но всё оказывается гораздо глубже.
Одна из проблем пьесы – нравственная деградация личности. Степан Алексеевич воевал во время Великой Отечественной войны, на фронте встретил свою будущую жену. Теперь он служит «в сфере работы с иностранцами», но очень трудно представить, в чём состоит его деятельность. Постоянное посещение квартиры иностранцами, звонки с различными блатмейстерство». Судаков сам понимает порочность всего этого: «Что это за вторая сигнальная система образовалась? Ты мне - доски, я тебе – гвозди…».
Степан Алексеевич очень заботится о своей семье. Но он создал «гнездо», а не дом. Герой считает, что тот материальный достаток, которым он обеспечил жену и детей, делает их счастливыми. Судаков был поражён, когда узнал, что этого мало для счастья. Искра с деловым и перспективным мужем несчастна, даже Пров начинает выражать протест: он хочет самостоятельно принимать решения, а не использовать связи отца. Здесь становится очень значимой история самоубийства сына Хабалкина. Шестнадцатилетнего юношу погубила атмосфера семьи, вероятно, в чём-то похожей на семью Судаковых. Это самый трагический путь протеста. Смерть подростка звучит предупреждением взрослым людям.
Самый страшный персонаж – Георгий Ясюнин. Его цель – личное благополучие. Для этого ему необходим высокий служебный пост. В своих корыстных целях он использует неблаговидные средства. Любовь женщины для Георгия всего лишь ступенька служебной лестницы. Детскими воспоминаниями герой пытается убедить себя в собственной правоте. Георгий – наиболее отвратительная разновидность типа «судаковых». Он образован, умён, нравится женщинам, а в душе у него лишь холодный расчёт. У Розова нет никаких иллюзий в отношении таких людей. В семидесятые годы именно они составляли значительную часть аппарата управления, поэтому оптимизма драматург не испытывает.
Образ Прова типичен для творчества В. Розова: молодой человек вступает в борьбу со злом. Мне кажется, что Пров является предтечей главного героя драмы «Кабанчик». Этот персонаж (Пров) по сути трагичен. Он не знает, как изменить атмосферу своей семьи, его посещают мысли о самоубийстве. Именно с образами Прова и Зои связаны надежды автора на перемены в будущем.
Искра – женщина со сломанной судьбой, но с сильным характером. Её не задело влияние отца и мужа, а лишь заставило страдать.
Персонажи Розова проходят испытание на человечность. Смерть сына Хабалкина для Судакова и Георгия – очередное продвижение по служебной лестнице. Прова же это ранит очень глубоко, он даже испытывает чувство вины.
В конце пьесы семья разрушается. Это становится потрясением для Судакова, а Георгий в полном порядке. По мысли автора, «георгии» в нашем мире живут и здравствуют. Таким образом, в основе пьесы лежит конфликт двух мировоззрений: потребительского, античеловечного и гуманного, деятельного.
Жанр пьесы – семейно – психологическая сатирическая драма. По своей природе произведение реалистично.
поставил пьесу в 1980 году. Я думаю, что спектакль «Гнездо глухаря» является удачей Театра Сатиры. Одно из слагаемых этой удачи – верность авторскому замыслу. Суть спектакля составляет тот же конфликт жизненных установок. Мне кажется, что в основе режиссёрского замысла лежат два главных мотива: разоблачение мещанства, бездуховности и мотив разобщённости, одиночества людей.