Имеет ли смысл человеку спорить с судьбой Один меж небом и землёй... М.Ю.Лермонтов 2014 год запомнился невероятной датой - двухсотлетием со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Невероятно! В сознании каждого человека он навсегда остался юношей 26 лет, который, однако, исполнил своё поэтическое предназначение, оставаясь не понятым. Всё творчество поэта, как и вся его короткая жизнь, как раз и являет собой образец непрерывного спора с судьбой, финал которого всем хорошо известен уже почти два века: через 26 лет мы отметим и эту трагическую дату - двухсотлетие его гибели. Лермонтов трепетно любил Пушкина. Мечтал о встрече и личном знакомстве, на которое так и не решился. Считал, что слишком не значителен, чтобы привлекать внимание гения к своей персоне. А ведь сегодня точно известно, что они ходили по одним и тем же улицам Москвы, бывали в одних и тех же домах! Но - не судьба. Не встретились. Не были представлены. А ведь Гоголь приглашал в дом Погодина, в котором принимали А.С. Но нет, напрасны усилия - судьба распорядилась иначе. 1837 - выстрел на Чёрной речке попал в самое сердце России. И Лермонтов "проснулся знаменитым": до наших дней ни одно посвящение на смерть первого поэта России сравниться не может с пронзительными строками "Погиб поэт, невольник чести пал, оклеветанный молвой...". Да, его тут же заметили, увидели "преемника". Но у судьбы были свои планы: где-то в войсках тренировал навыки Мартынов. Опять судьба... Отправленный на Кавказ, в Дагестан, Лермонтов в споре с судьбой бросает жребий. И выпадает ему ехать в Пятигорск. Выиграл, Как бы не так! Судьба скорректировала маршрут. Там, у подножия Машука, четырёхлетним эхом выстрела у Чёрный речки оборвалась и эта жизнь. Юная, гениальная.. .Гениальный Лев Толстой напишет: "Если бы этот юноша остался жить, то не нужны были ни я, ни Достоевский". Вот и всё. Не спорьте, юноши прекрасные, с судьбой.
3. Во всей классической русской литературе "Горе от ума" – одна из самых "открытых" книг. С первой же страницы вы оказываетесь в атмосфере естественной и выразительной речи. Здесь чуть ли не каждая фраза – законченный афоризм.Все кажется простым и ясным. Однако Александр Блок считал "Горе от ума" произведением "непревзойденным, единственным в русской литературе, не разгаданным до конца". И нельзя утверждать, что эта мысль справедливо только для того времени, когда она была высказана. Ведь содержание комедии представляет собой сложный комплекс философских, социально-политических, нравственных и национально-исторических проблем.
Одна из центральных проблем комедии – проблема ума. На страницах произведения сталкиваются два понимания ума: ум как средство познания мира и ум как устроиться в жизни. Именно представление об уме становится средством разграничения "века нынешнего" и "века минувшего".
Итак, Чацкий после трехлетнего отсутствия вернулся в Москву и сразу же, не заезжая домой, явился в дом Фамусова.
Что нового покажет мне Москва, –этот вопрос возникал в его осознании в связи с его прежними отношениями – личными и общественными. Но интерес к тому, как эти три года в Москве и для Москвы, был для него не главным. Непосредственнее и сильнее его волновало другое: как эти три года в доме Фамусовых, и прежде всего, конечно, что сталось с Софьей.
Его любовь к Софье тогда, три года назад, наверное. напугала его: ведь он был старше ее, а ей шел лишь пятнадцатый год. И вот теперь, когда Софье исполнилось семнадцать лет, Чацкий приезжает в Москву преисполненный самых радужных надежд и с самыми "серьезными намерениями". Однако его надежды на верность Софьи в течение трех лет разлуки были явно преувеличенными.
В этом, конечно, сказалось его беззаветная влюбленность. Но вместе с тем тут обнаружилось качество, свойственное всему поколению молодых людей того непродолжительного, но чрезвычайно бурного времени, которое непосредственно предшествовало декабрьскому восстанию. Они были преисполнены героической отваги и самопожертвования. Но в их взглядах на общественную жизнь и на людей было много романтически-восторженного. Основу их убеждений составляла вера в то, что просвещенный и гуманный ум является главным вершителем судеб человечества. Им казалось, что их вольнолюбивые убеждения, являвшиеся следствием этой веры, настолько самоочевидны и неопровержимы, что оспаривать их могут только уж самые закоренелые, самые глупые староверы. В просвещенном и гуманном уме, по их мнению, были истоки высокой нравственности.
Один меж небом и землёй...
М.Ю.Лермонтов
2014 год запомнился невероятной датой - двухсотлетием со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Невероятно! В сознании каждого человека он навсегда остался юношей 26 лет, который, однако, исполнил своё поэтическое предназначение, оставаясь не понятым. Всё творчество поэта, как и вся его короткая жизнь, как раз и являет собой образец непрерывного спора с судьбой, финал которого всем хорошо известен уже почти два века: через 26 лет мы отметим и эту трагическую дату - двухсотлетие его гибели.
Лермонтов трепетно любил Пушкина. Мечтал о встрече и личном знакомстве, на которое так и не решился. Считал, что слишком не значителен, чтобы привлекать внимание гения к своей персоне. А ведь сегодня точно известно, что они ходили по одним и тем же улицам Москвы, бывали в одних и тех же домах! Но - не судьба. Не встретились. Не были представлены. А ведь Гоголь приглашал в дом Погодина, в котором принимали А.С. Но нет, напрасны усилия - судьба распорядилась иначе.
1837 - выстрел на Чёрной речке попал в самое сердце России. И Лермонтов "проснулся знаменитым": до наших дней ни одно посвящение на смерть первого поэта России сравниться не может с пронзительными строками "Погиб поэт, невольник чести пал, оклеветанный молвой...". Да, его тут же заметили, увидели "преемника". Но у судьбы были свои планы: где-то в войсках тренировал навыки Мартынов. Опять судьба...
Отправленный на Кавказ, в Дагестан, Лермонтов в споре с судьбой бросает жребий. И выпадает ему ехать в Пятигорск. Выиграл, Как бы не так! Судьба скорректировала маршрут. Там, у подножия Машука, четырёхлетним эхом выстрела у Чёрный речки оборвалась и эта жизнь. Юная, гениальная..
.Гениальный Лев Толстой напишет: "Если бы этот юноша остался жить, то не нужны были ни я, ни Достоевский". Вот и всё. Не спорьте, юноши прекрасные, с судьбой.
Одна из центральных проблем комедии – проблема ума. На страницах произведения сталкиваются два понимания ума: ум как средство познания мира и ум как устроиться в жизни. Именно представление об уме становится средством разграничения "века нынешнего" и "века минувшего".
Итак, Чацкий после трехлетнего отсутствия вернулся в Москву и сразу же, не заезжая домой, явился в дом Фамусова.
Что нового покажет мне Москва, –этот вопрос возникал в его осознании в связи с его прежними отношениями – личными и общественными. Но интерес к тому, как эти три года в Москве и для Москвы, был для него не главным. Непосредственнее и сильнее его волновало другое: как эти три года в доме Фамусовых, и прежде всего, конечно, что сталось с Софьей.
Его любовь к Софье тогда, три года назад, наверное. напугала его: ведь он был старше ее, а ей шел лишь пятнадцатый год. И вот теперь, когда Софье исполнилось семнадцать лет, Чацкий приезжает в Москву преисполненный самых радужных надежд и с самыми "серьезными намерениями". Однако его надежды на верность Софьи в течение трех лет разлуки были явно преувеличенными.
В этом, конечно, сказалось его беззаветная влюбленность. Но вместе с тем тут обнаружилось качество, свойственное всему поколению молодых людей того непродолжительного, но чрезвычайно бурного времени, которое непосредственно предшествовало декабрьскому восстанию. Они были преисполнены героической отваги и самопожертвования. Но в их взглядах на общественную жизнь и на людей было много романтически-восторженного. Основу их убеждений составляла вера в то, что просвещенный и гуманный ум является главным вершителем судеб человечества. Им казалось, что их вольнолюбивые убеждения, являвшиеся следствием этой веры, настолько самоочевидны и неопровержимы, что оспаривать их могут только уж самые закоренелые, самые глупые староверы. В просвещенном и гуманном уме, по их мнению, были истоки высокой нравственности.