Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль» , - проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности.
В лице грубого неуча Митрофанушки писатель показал «несчастные следствия дурного воспитания» . Митрофанушка испорчен не тем воспитанием, которое ему дают, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером. Первой учительницей и воспитательницей Митрофанушки была старая нянька Еремеевна, которая за свой труд получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день» . Нянька больше заботилась о животе воспитанника, а не о его голове. К Митрофану ходят три учителя, которые вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний. Учителя Митрофана - отставной сержант Цыфиркин занимается с ним арифметикой (Арихметике учит его… один отставной сержант, Цыфиркин») , семинарист Кутейкин – грамотой («Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин») , а немец Вральман осуществляет общее руководство, якобы обучая хозяйского сынка «всем наукам» («По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман») . Вральман, как бывший кучер Стародума, что выясняется в конце пьесы, не имеет никакого представления о науках, но он немец, а потому невежественные хозяева доверяют ему. К тому же им нравится позиция Вральмана: «не отягощать дитятю» («Он ребенка не неволит») . Немцу платят гораздо больше («Этому по триста рубликов в год) , чем Цыфиркину и Кутейкину, его кормят («Сажаем за стол с собою… За столом стакан вина» ) и одевают в доме («Белье его наши бабы моют») . Двух русских учителей ни во что не ставят, Митрофанушка занимается с большой неохотой, безнаказанно оскорбляет их, прерывает занятия и ничего не понимает, хотя «учится» уже несколько лет («Уж года четыре как учится») .
Создавая образы учителей Митрофана, Фонвизин, скорее всего, стремился показать, что вряд ли учителя, подобные Кутейкину, который сам не закончил семинарию, или Вральману, бывшему кучеру, смогут научить чему-нибудь толковому молодого человека. Из них один Цыфиркин вызывает симпатию своей честностью, прямотой и добросовестностью. Он отказывается брать деньги, которые не заслужил, т. к. ничему не смог научить дубиноголового Митрофана.
Драматург считает, что только в правильном воспитании находится источник от грозящего обществу зла. История воспитания Митрофанушки объясняет, откуда берутся Скотинины и что следует изменить, чтобы они более не появлялись: уничтожить рабство и преодолеть путем нравственного воспитания пороки человеческой натуры.
Лев Толстой (1828 – 1910гг.) написал рассказ «После бала» в 1903 году, но первое издание было в 1911 году. Рассказ основан на реальных событиях.
В своем небольшом рассказе автор раскрывает три «вечные темы»: тема «отцы и дети», темы «любви» и тема «добра и зла».
Тема «отцов и детей» представлена кратко, хотя автор и хотел сначала назвать рассказ «дочь и отец». В произведении нет вражды отцов и детей, скорее наоборот, любовь и уважение. Толстой очень нежно описывает, как героиня рассказа Варя танцует на балу с отцом и как в конце танца отец целует ее в лоб. Но автор раскрывает другую сторону темы: как поступки родителей влияют на судьбу детей. Описывая отца Вари на балу, в начале рассказа, Толстой создает образ статного военного в возрасте, обладающего нежным сердцем. Но в конце произведения, автор меняет свое отношение и отношение читателя к этому военному, а все из-за одного случая, который разбивает рассказ на две части: до наказания татарина и после. Во второй части Толстой уже пишет о полковнике как о жестоком человеке и никак не может найти оправдания его действиям. Этот случай и становится роковым для главного героя, Ивана Васильевича, от имени которого идет повествование. Из-за этого поступка полковника и его жестокости, рассказчик не смог больше любить его дочь.
Тема «любви» раскрывается как второстепенная, хотя и занимает большую часть произведения. Любовь Ивана Васильевича к Варе хорошо описана в первой части рассказа, она становится толчком для совершения поступков со стороны главного героя, но до наступления переломного момента. После, эта тема почти уходит из рассказа и остается только как напоминание, что любовь пошла на убыль.
А вот тема «добра и зла», тема «рокового случая» стала в рассказе основной. С этого и начинается повествование, Иван Васильевич рассуждает, что случай может человеку понять что хорошо, а что плохо и изменить принятые ранее решения. Иван Васильевич рассказывает о любви, которая с ним случилась, о любви чистой, искренней и, скорее всего, взаимной. Эта любовь выступает в качестве «добра» в рассказе. Но случается переломный момент, в котором сконцентрировано все зло и жестокость произведения. В итоге «зло» побеждает. Рассказчик делает свой выбор не в сторону любви, а в сторону отказа от нее. И дает заключение, что не случись этого события, возможно, все в его жизни сложилось по-другому: возможно, женился на Варе, поступил на военную службу. И хотя его слушатели его поддерживали, у Ивана Васильевича все же была искренняя досада. Один роковой случай в жизни, порой меняет все ее направление.
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль» , - проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности.
В лице грубого неуча Митрофанушки писатель показал «несчастные следствия дурного воспитания» . Митрофанушка испорчен не тем воспитанием, которое ему дают, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером. Первой учительницей и воспитательницей Митрофанушки была старая нянька Еремеевна, которая за свой труд получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день» . Нянька больше заботилась о животе воспитанника, а не о его голове. К Митрофану ходят три учителя, которые вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний. Учителя Митрофана - отставной сержант Цыфиркин занимается с ним арифметикой (Арихметике учит его… один отставной сержант, Цыфиркин») , семинарист Кутейкин – грамотой («Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин») , а немец Вральман осуществляет общее руководство, якобы обучая хозяйского сынка «всем наукам» («По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман») . Вральман, как бывший кучер Стародума, что выясняется в конце пьесы, не имеет никакого представления о науках, но он немец, а потому невежественные хозяева доверяют ему. К тому же им нравится позиция Вральмана: «не отягощать дитятю» («Он ребенка не неволит») . Немцу платят гораздо больше («Этому по триста рубликов в год) , чем Цыфиркину и Кутейкину, его кормят («Сажаем за стол с собою… За столом стакан вина» ) и одевают в доме («Белье его наши бабы моют») . Двух русских учителей ни во что не ставят, Митрофанушка занимается с большой неохотой, безнаказанно оскорбляет их, прерывает занятия и ничего не понимает, хотя «учится» уже несколько лет («Уж года четыре как учится») .
Создавая образы учителей Митрофана, Фонвизин, скорее всего, стремился показать, что вряд ли учителя, подобные Кутейкину, который сам не закончил семинарию, или Вральману, бывшему кучеру, смогут научить чему-нибудь толковому молодого человека. Из них один Цыфиркин вызывает симпатию своей честностью, прямотой и добросовестностью. Он отказывается брать деньги, которые не заслужил, т. к. ничему не смог научить дубиноголового Митрофана.
Драматург считает, что только в правильном воспитании находится источник от грозящего обществу зла. История воспитания Митрофанушки объясняет, откуда берутся Скотинины и что следует изменить, чтобы они более не появлялись: уничтожить рабство и преодолеть путем нравственного воспитания пороки человеческой натуры.
Лев Толстой (1828 – 1910гг.) написал рассказ «После бала» в 1903 году, но первое издание было в 1911 году. Рассказ основан на реальных событиях.
В своем небольшом рассказе автор раскрывает три «вечные темы»: тема «отцы и дети», темы «любви» и тема «добра и зла».
Тема «отцов и детей» представлена кратко, хотя автор и хотел сначала назвать рассказ «дочь и отец». В произведении нет вражды отцов и детей, скорее наоборот, любовь и уважение. Толстой очень нежно описывает, как героиня рассказа Варя танцует на балу с отцом и как в конце танца отец целует ее в лоб. Но автор раскрывает другую сторону темы: как поступки родителей влияют на судьбу детей. Описывая отца Вари на балу, в начале рассказа, Толстой создает образ статного военного в возрасте, обладающего нежным сердцем. Но в конце произведения, автор меняет свое отношение и отношение читателя к этому военному, а все из-за одного случая, который разбивает рассказ на две части: до наказания татарина и после. Во второй части Толстой уже пишет о полковнике как о жестоком человеке и никак не может найти оправдания его действиям. Этот случай и становится роковым для главного героя, Ивана Васильевича, от имени которого идет повествование. Из-за этого поступка полковника и его жестокости, рассказчик не смог больше любить его дочь.
Тема «любви» раскрывается как второстепенная, хотя и занимает большую часть произведения. Любовь Ивана Васильевича к Варе хорошо описана в первой части рассказа, она становится толчком для совершения поступков со стороны главного героя, но до наступления переломного момента. После, эта тема почти уходит из рассказа и остается только как напоминание, что любовь пошла на убыль.
А вот тема «добра и зла», тема «рокового случая» стала в рассказе основной. С этого и начинается повествование, Иван Васильевич рассуждает, что случай может человеку понять что хорошо, а что плохо и изменить принятые ранее решения. Иван Васильевич рассказывает о любви, которая с ним случилась, о любви чистой, искренней и, скорее всего, взаимной. Эта любовь выступает в качестве «добра» в рассказе. Но случается переломный момент, в котором сконцентрировано все зло и жестокость произведения. В итоге «зло» побеждает. Рассказчик делает свой выбор не в сторону любви, а в сторону отказа от нее. И дает заключение, что не случись этого события, возможно, все в его жизни сложилось по-другому: возможно, женился на Варе, поступил на военную службу. И хотя его слушатели его поддерживали, у Ивана Васильевича все же была искренняя досада. Один роковой случай в жизни, порой меняет все ее направление.