Задание: 1. Платон Каратаев. ответить на вопросы:
- Какая геометрическая фигура является, на ваш взгляд, наиболее гармоничной и почему?
-По отношению к кому в романе Толстой часто применяет эпитет «круглый»?
«Вся фигура Платона была круглая, даже руки были круглые и большие нежные глаза были круглые». Что это значит?
-Почему второстепенный герой Платон Каратаев стал «ядром» романа?
-Какую роль играет образ Платона Каратаева в романе «Война и мир»?
-Почему именно Платон Каратаев коренным образом изменил мировоззрение Пьера Безухова?
-Как понять слова из последнего абзаца: «Но жизнь его, как он сам смотрел на неё, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он почувствовал»? Попробуйте нарисовать схему, рисунок, символ, которые могут проиллюстрировать такой взгляд на жизнь. Подсказкой может послужить толстовский термин «роевое начало» в определении сути народной, крестьянской жизни.
-Каких людей Толстой противопоставил «роевому началу»? Куда вы отнесёте Андрея Болконского и Пьера Безухова?
-Почему Каратаев в плену делает всё не только для русских солдат, но и для французов, например, шьёт рубашку французу?
- В чём смысл притчи, рассказанной Платоном?
-Как вы понимаете сцену расстрела Платона французами? Почему Каратаев не просил французских солдат не убивать его? Как он ведёт себя?
-Действенны ли кротость, смирение, любовь ко всем Платона Каратаева, приносит ли его непротивление злу насилием плоды?
-Могли бы русские победить в войне с Наполеоном, если бы исповедовали философию непротивления злу насилием?
2.Тихон Щербатый
Анализ образа Тихона Щербатова.
Крестьянин Тихон Щербатый - самый полезный и храбрый человек в партизанском отряде.
• Зачитайте описание внешности героя.
• Знакомо ли ему чувство жалости к французам?
• Как он попал к партизанам?
• Чувствует ли он ненависть к французам, понимает ли патриотический характер своих действий?
• С кем Толстой сравнивает Тихона?
• Как называют Тихона партизаны?
3.Кутузов и Наполеон в авторской оценке.
Составить сравнительную характеристику (в таблице)
по следующим критериям:
-внешность
-черты характера
-отношение к солдатам
-сила и слабость полководцев
Теркин – обычный человек,
люди, как он, есть в каждом взводе. Василий проявляет храбрость в сражениях, он смелый, сострадательный, добрый и справедливый, поднимает своими шутками настроение однополчанам. Тёркин - скромный, он не получил медаль, но его это мало волнует. Он совершил много подвигов, но при этом не считает себя героем. Василий Теркин видит себя одним из солдат, людей, сражающихся за Родину плечом к плечу, единомышленников, для которых победа в войне - самое главное. Эти люди готовы нести невыносимые лишения, ежеминутно жертвовать своей жизнью во имя великой цели - победы над врагом, во имя мира.
В статье, посвященной рассмотрению пафоса романа “Герой нашего времени”, Белинский отнес Лермонтова к числу таких “сильных художественных талантов”, которые являются среди окружающей их пустоты очень неожиданно. Интерес, возбужденный к Лермонтову несколькими стихотворениями, помещенными в “Отечественных записках”, окончательно утвердился после опубликования романа “Герой нашего времени”. Эта повесть написалась не из желания заинтересовать публику, а из глубокой творческой потребности, которой чужды всякие побуждения, кроме вдохновения. Белинский отмечает, что роман Лермонтова производит “полноту впечатления”. Причина этого заключается в единстве мысли, которая порождает чувство ответственности частей с целым. Белинский особо останавливается на повести “Бэла”, после прочтения которой “вам грустно, но грусть ваша легка, светла и сладостна”. Смерть черкешенки не возмущает критика безотрадным и тяжелым чувством, ибо она явилась вследствие разумной необходимости, которую мы, читатели, предчувствовали. Сам образ пленительной черкешенки обрисован с бесконечным искусством. Она говорит и действует очень мало, а мы живо видим её во всей определенности дивного существа, читаем в ее сердце.
Максим Максимыч, в свою очередь, не подозревает, как глубока и богата его натура, как он высок и благороден. Этот “грубый солдат” любуется Бэлой, любит ее, как милую дочь. Возникает вопрос: за что? Спросите его, и он вам ответит: “Не то чтобы любил, а так — глупость”. Все эти черты, столь “полные бесконечностью”, говорят сами за себя. В заключение Белинский отмечает: “И дай бы вам поболее встретить Максимов Максимычей”.
Белинский восхищается художественным мастерством Лермонтова, который в каждой части своего романа сумел исчерпать ее содержание и в типических .чертах “вывести все внутреннее”, крывшееся в ней как возможность. В результате всего этого Лермонтов явился в повести таким же творцом, как и в своих стихотворениях. “Герой нашего времени”, напишет Белинский, обнаружил силу молодого таланта и показал его разнообразие и многосторонность. Главным героем романа Лермонтова является Печорин. Основную проблему романтизма можно определить одним словом — “личность”. Лермонтов — романтик.
В романтических произведениях личность, как правило, противостоит обществу, вне которого она не может существовать и в котором по тем или иным причинам она ужиться не хочет. Эта неустроенность личности в мире становится неизменной коллизией большинства не только романтических, но и реалистических поэм и романов XIX века. Эта коллизия впервые была найдена и выражена в специфическом русском варианте Пушкиным в теме “героя времени”, которую продолжил Лермонтов. Свое отношение к главному персонажу Лермонтов выразил в названии романа. Итак, герой нашего времени — вот основная мысль произведения. Но если это действительно так, то весь роман может показаться злой иронией, потому что большая часть читателей наверняка воскликнет: “Хорош же герой!” Белинский задает вопрос: “А чем он дурен?” Обвинять Печорина в том, что в нем нет веры, бессмысленно. Ведь это то же самое, что обвинять нищего за то, что у него нет золота. Он бы и рад иметь его, да не дается оно ему. Кроме того, Печорин сам не рад своему безверию. Он готов ценою жизни и счастья купить эту веру. Но для нее еще не настал его час. За свой эгоизм Печорин презирает и ненавидит только себя. Душа Печорина “не каменистая почва, не засохшая от зноя земля”. Ее необходимо только взрыхлить и оросить благодатным дождем — и она произрастит из себя роскошные цветы небесной любви. На возражения же тех, кто обвиняет Печорина, к примеру, в холодной расчетливости, с которой он обольщает бедную девушку, не любя ее, Белинский отвечает, что и не думает выставлять героя образцом нравственности. Но в человеке должно видеть человека, а идеалы нравственности существуют в одних классических трагедиях и морально-сентиментальных романах.