Задание 1. Прочитайте статью учебника "Конфликт в трагедии "Ромео и Джульетта" (стр. 72). Задание 2. Посьменно ответьте на вопросы:
- В чём проявляется внешний конфликт пьесы?
- Внутренний конфликт произведения?
Задание 3. Проверочная работа по пьесе. ответьте на вопросы.
В каком городе происходит действие трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»?
В каком веке происходит действие трагедии Шекспира?
Причина вражды двух кланов, Монтекки и Капулетти?
Назовите фамилию Джульетты.
Назовите фамилию Ромео.
Кто такой Меркуцио?
Кто такой Тибальд?
Где впервые встретились Ромео и Джульетта?
В кого был влюблен Ромео до встречи с Джульеттой?
За кого собиралась выйти замуж Джульетта до встречи с Ромео?
Какое событие явилось причиной изгнания Ромео?
Кому принадлежал план соединения Ромео и Джульетты после изгнания Ромео?
Кем, о ком и при каких обстоятельствах сказано: «Дракон в обворожительном обличье!/Исчадье ада с ангельским лицом!»?
Какой литературный прием используется в следующих выражениях: «Ночь тушит свечи»; «Радостное утро на цыпочках встает на горных кручах»?
Какая фигура речи используется в выражениях: «Любил ли я хоть раз до этих пор?»; «Что могут обещать мне времена,/Когда врагом я так увлечена?»
Чем закончилась трагедия «Ромео и Джульетта»?
- Ответ: а) летом.
- Обоснование: В рассказе описываются жаркие и солнечные дни, что указывает на время года - лето.
2. Жилин поехал домой:
- Ответ: в) проведать старую мать.
- Обоснование: В рассказе говорится, что Жилин отправился домой для встречи со своей старой матерью.
3. Жилин поехал:
- Ответ: а) один.
- Обоснование: В рассказе не упоминается наличие других путешественников, поэтому можно сделать вывод, что Жилин поехал один.
4. Офицеры оказались одни, потому что:
- Ответ: в) обоз шел медленно, они не хотели ждать.
- Обоснование: В рассказе указывается, что обоз шел медленно, а офицеры решили не ждать его и поехали вперед в одиночку.
5. У Жилина:
- Ответ: а) было ружье.
- Обоснование: В рассказе описывается, как Жилин использовал свое ружье, чтобы защититься от нападения татар.
6. Жилин:
- Ответ: а) бедный.
- Обоснование: В рассказе упоминается, что Жилин не был богатым, у него были лишь скромные вещи и его главное богатство - это его мать.
7. Костылин:
- Ответ: в) об этом в рассказе не говорится.
- Обоснование: В рассказе нет информации о состоянии Костылина - бедный или богатый.
8. Костылин попал в плен:
- Ответ: а) вместе с Жилиным.
- Обоснование: В рассказе описывается, как Костылин и Жилин были вместе взяты в плен татарами.
9. Дине:
- Ответ: в) 13 лет.
- Обоснование: В рассказе указывается, что Дина была младшей сестрой Жилина и ей было 13 лет.
10. Пленных держали:
- Ответ: б) в доме.
- Обоснование: В рассказе говорится, что пленные были заключены в доме.
11. Жилин лепил кукол:
- Ответ: а) из хлеба.
- Обоснование: В рассказе описывается, как Жилин лепил куклы для развлечения их пленников, используя хлебную массу.
12. Жилин вылечил татарина:
- Ответ: б) вспомнил лечения, о котором когда-то читал.
- Обоснование: В рассказе говорится, что Жилин вспомнил о способе лечения, о котором когда-то читал, и применил его, чтобы вылечить татарина.
13. Пленников велели убить:
- Ответ: а) красный татарин.
- Обоснование: В рассказе описывается, как краснокожий татарин признался в убийстве и поэтому ему велели его убить.
14. Офицеры были в плену:
- Ответ: б) меньше месяца.
- Обоснование: В рассказе указывается, что офицеры были в плену менее месяца.
15. Костылин не мог бежать из плена, потому что:
- Ответ: в) надеялся и ждал, что его выкупят.
- Обоснование: В рассказе говорится, что Костылин не пытался бежать, так как был уверен, что его выкупят.
16. Жилину бежать:
- Ответ: б) красный татарин.
- Обоснование: В рассказе говорится, что Жилин и краснокожий татарин бежали вместе.
17. Жилин:
- Ответ: в) остался у татар до выкупа.
- Обоснование: В рассказе описывается, что Жилин остался в плену у татар до тех пор, пока не был выкуплен.
18. Жилин вернулся в крепость:
- Ответ: б) в колодках пешком.
- Обоснование: В рассказе указывается, что Жилина привели в колодках пешком обратно в крепость.
- Отражение социальных противоречий: В сказке можно найти множество сцен, где заяц сталкивается с противостоянием бедных и богатых животных. Например, когда заяц бежит за косой, чтобы попросить помощи, он сталкивается с богатыми козами, которые отказывают ему и закрывают двери. Это намекает на неравенство и пренебрежение со стороны высшего класса к малоимущим.
- Критика коррупции и несправедливости: Заяц не находит справедливости даже тогда, когда отдает все свои сбережения богатому лису, надеясь получить помощь. Это отражает распространенные в то время систему откровенной коррупции, когда право или справедливость могли быть куплены деньгами.
2. Раскрывают сатирические образы в сказке "самоотверженный заяц" помощью следующих приемов:
- Сравнение: В сказке используются многочисленные сравнения, чтобы усилить сатирический эффект и создать живые образы. Например, заяц описывается как "лысый и изуродованный, как морально уровнянный член общества". Это сравнение позволяет нам усмотреть в зайце образ типичного человека, страдающего от несправедливости общества.
- Гипербола: В сказке используется множество гипербол, чтобы усилить сатирическую черту. Например, когда заяц решает отдать все свои деньги богатому лису, говорится, что он отдал "все сбережения своих 33 жизней". Это означает, что заяц отдал абсолютно все, что у него было, но при этом передается идея безрассудства и отчаяния его решения.
3. Характеристика образа главного героя:
- Самоотверженный: Заяц готов пойти на все ради достижения своей цели - спасти своего друга. Он отдает все свои сбережения и даже рискует своей жизнью, чтобы помочь другу. Это говорит о его высоких моральных принципах и готовности жертвовать ради других.
- Беспомощный: Заяц показывается как фигура бедности и ущербности. Он совершает много ошибок и ловушек на своем пути, но не сдается и продолжает бороться. Это создает впечатление, что он не может изменить свою ситуацию самостоятельно, но его настойчивость и самоотверженность делают его героем и вдохновляют на действие.
4. Символический смысл выражения "крикнул косой, как сто тысяч зайцев вместе" в сатирической сказке заключается в том, что это указывает на силу массового перехода восставших животных. Образ зайца как символа бедных и ущербных людей, которые долгое время претерпевали несправедливость, получает мощный звуковой символ в виде тысячи зайцев. Выражение "крикнул косой" также вызывает ассоциации с бунтом и протестом против неравенства и коррупции, которые олицетворяют российскую действительность второй половины 19 века. Все это помогает усилить сатирическую идею сказки и ее аллегорическую природу.