Задание 1 Выберите из предложенных вариантов один правильный ответ.
1 В каком году родился А. И. Солженицын?
а) 1918 г.; б) 1919 г.; в) 1920 г.; г) 1921 г.
2 В каком году Александру Исаевичу была присуждена Нобелевская премия?
а) 1968 г.; б) 1969 г.; в) 1972 г.; г) 1970 г.
3 Кем был В.М. Шукшин?
а) писателем; б) романистом; в) драматургом; г) режиссером; д) все ответы верны.
4 Какой классический приём применён Гоголем для создания комического эффекта в
повести «Нос»?
А) гипербола; б) гротеск; в) ирония; г) иносказание.
5 Браконьерство – страшная болезнь нашего времени. Как называется повесть,
посвященная этой проблеме?
а) «Печальный детектив»; б) «Пастух и пастушка»; в) «Царь – рыба»; г) «Последний
поклон».
6 За какое произведение в 1996 году Астафьеву была присуждена Государственная
премия России?
а) «Прокляты и убиты»; б) «Зрячий посох»; в) «Веселый солдат»; г меня».
7 Какие темы являются общими в творчестве В. Распутина и В. Астафьева (несколько
вариантов ответа)?
а) деревенская тема; б) тема нравственности; в) тема экологии; г) тема войны.
8 Укажите проблему, которая не обсуждалась в романе «Отцы и дети»?
а) положение рабочего класса;
б) система поведения человека, нравственные принципы;
в) общественный долг, воспитание;
г) отношение к дворянскому и культурному наследию.
9 Какой совершает Андрей Гуськов – герой повести «Живи и помни»?
а) предательство; б) дезертирство; в) убийство; г) кражу.
10 С творчеством какого писателя по тематике схоже творчество В. Шаламова?
а) В. Шукшин; б) А. Солженицын; в) В. Астафьев; г) В. Распутин.
Задание 2 Запишите правильный ответ.
2.1.Символизм - …. (это).
2.2. Назовите основные драматические жанры, дайте характеристику.
2.3. Укажите, какие русские писатели и за какие произведения получили Нобелевскую
премию по литературе.
Задание 3 Охарактеризуйте повесть В. Распутина «Прощание с Матерой» (история
создания, проблематика, сюжет, характеристика героев).
2) Он хотел поделится той радостью, великолепием утренней зари в тайге, красотой природы
3) повествовательное
4) он пытается показать, как чудесно отдыхать, засыпать в тишине ночной тайги, показать, как природа может успокоить и порадовать тебя))
5) шипели сырые дрова, постреливали сучья, острый месяц, ветерок тронул, просыпалась тайга.
6) я бы нарисовал(а) траву в тумане, легкий рассвет, справа деревья ( ели, сосны и т.д.), слева небольшую полянку и речку посередине, уходящую в даль, у которой нагнулся и пьет воду лось
(первые опыты самостоятельной интерпретации поэтического текста)
Читая стихотворение Баратынского, ощущаешь мощную картину водопада, представляешь шум падающей воды. Поэт очарован видом водопада, стоит и с трепетом слушает мощный и протяжный вой падающей воды. Вид водопада вызывает у поэта восхищение, он слушает, и «грудь его трепещет с каким-то вещим трепетаньем».
В конце стихотворения поэт пишет: «Шуми, шуми с крутой вершины, не умолкай, поток седой!» Поэт как бы умоляет нерукотворные силы, чтобы это чудо природы продолжало жить и радовать людей своей красотой.
Такая романтическая поэзия, описывающая красоту окружающей нас природы, очень нужна. Она создает настроение и призывает бережно относиться к тому прекрасному, что создано ею.Юра Лобода
Е. А. Баратынский стоял у истоков русской классической поэзии. Как и другие мастера художественного слова, он оставил большое поэтическое наследство.
Вот одно из его замечательных творений. В стихотворении «Водопад» чувствуется лирическая душа поэта. Он очарован водопадом, просит его не умолкать, жить вечно, и при этом «грудь его трепещет каким-то вещим трепетаньем».
Поэт прекрасно знает природу, любит ее и может донести до читателя ее внутреннюю гармонию, а порой и мятежность:Я слышу: свищет аквилон,
Качает елию скрыпучей,
И с непогодою ревучей
Твой рев мятежный соглашен.
Картина ревущего водопада достигается с сочетания шипящих согласных: ш – щ – ч – ч – ч – ж – ш. Мы ясно слышим и звуки стремительно падающей воды, и свист ветра, ощущаем мощь природной стихии. Кажется, мятежные души поэта и водопада слились воедино, и это не может не восхищать нас.Саша Хейсина
Это стихотворение поэт посвятил водопаду. В нем он выражает свои чувства, переживания при виде открывшейся чудесной картины.
Для поэта нет ничего прекрасней, чем шум водопада. Под звуки падающей воды он мечтает и не хочет, чтобы поток умолкал:Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Поэт настолько поражен красотой водопада, что не знает, как выразить все свои чувства в одном стихотворении. Он хочет, чтобы все знали, как прекрасен водопад. И поток «седой» не потому, что водная стихия вечна, хотя и это правильно, но и цвет бурлящей, стремительно падающей воды – это цвет седины.Гармония природы поражает поэта:
И с непогодою ревучей
Твой рев мятежно соглашен.
Баратынский относится к водопаду, как к другу. Погрузившись в его прелесть и мощь, поэт забывает обо всем на свете и хочет слиться с ним душой. Он понимает водопад без слов, ведет с ним скрытый диалог:Зачем трепещет грудь моя
Каким-то вещим трепетаньем?
Наверное, редко кому удается испытывать такие чувства при виде водопада. А может, не всем удается выразить их словами, как это удалось Баратынскому?Ксения Зацепина
В стихотворении «Водопад» Баратынский выражает свое понимание стихии. Он хочет, чтобы «поток седой» продолжал течь, несмотря ни на что:Шуми, шуми, с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Поэт показывает нам, что шум падающей воды и отзыв долины могут быть одним целым, и это вечная музыка:Соединяй протяжный вой
С протяжным отзывом долины.
Северный ветер качает скрипучую ель. Возможно, она – ровесница водопада:Я слышу: свищет аквилон,
Качает елию скрипучей.
А в строках «И с непогодою ревучей твой рев мятежный соглашен» Баратынский выразил глубокую мысль: водопад – неуправляемое стихийное творение, стремящееся к свободе.
Поэт пытается разобраться в себе: почему он слушает шум водопада «с таким безумным ожиданьем», почему открывшаяся картина заставляет «трепетать его грудь»? Но во всех его строчках – восхищение силой и мощью водной стихии:Как очарованный стою
Над дымной бездною твоею.
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою.
Поэту кажется, что он действительно сердцем понимает бессловесную речь водопада, чувствует то, о чем тот шумит мятежно. Душой и сердцем он вместе с водопадом и надеется на вековое продолжение жизни первозданной стихии.Женя Используя примеры, самостоятельно интерпретируйте текст стихотворения Цветаевой "Рябину рубили зорькою"