Задание по Преступлению и Наказанию, от
Прочитайте фрагменты и письменно выполните задания, ответьте на во ответы должны
быть краткими и точными, не нарушайте их последовательность и не меняйте нумерацию. Используйте
цитаты, но не вместо комментария, а вместе с ним.
*
«Главное дело было в том...» - «...предстояло много хлопот» (часть четвертая, глава III).
1.В чем видит Петр Петрович Лужин главную жизненную цель?
2.Каковы средства ее достижения? (приведите 1- 2 примера из этой и других частей произведения)
*
3 В идеологическом романе Достоевского имеется не один идеолог, в нем «теоретизируют» не только
безымянный студент и Раскольников. При первом появлении Лужина на страницах «Преступления и
наказания» происходит разговор о современных социальных проблемах, в том числе о росте преступности и о
средствах достижения общественного прогресса. Петр Петрович излагает свою «теорию». Прочитайте
фрагмент: «Не соглашусь с вами...» - «...чтобы догадаться» (часть вторая, глава v). Аргументируя свою
точку зрения, Лужин ссылается на народную мудрость, но в своих интересах искажает пословицу «Снять с
себя последнюю рубашку», в которой воплощена идея альтруизма, самопожертвования (речь в ней не о
половине рубашки!). Заменяя целую «рубашку» «половиной кафтана», Лужин лишает пословицу ее
морального смысла и дискредитирует ее нравственную ценность и мудрость. Его жизненный принцип может
быть соотнесен с очень известной поговоркой, тоже содержащей слово «рубашка», но выражающей идею
эгоизма. С какой?
4 Такая же подмена происходит в использовании Петром Петровичем еще одной русской пословицы:
«За двумя зайцами пойдешь – ни одного не поймаешь». Раскройте первоначальный смысл русской пословицы
и смысл лужинского варианта: «Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь».
5 Вся речь Лужина направлена против моральной заповеди, сокращенно процитированной им в одном
слове «возлюби». О чьей заповеди идет речь? Приведите ее полностью.
6 Приведите ценностно противопоставленную ей заповедь Лужина.
7 Прочитайте фрагмент: «Не могу сказать; но меня интересует...» - «...людей можно резать» (часть
вторая, глава v). Согласны ли вы с выводом Раскольникова («По вашей же вышло теории...»)? Оправдывает ли
теория Лужина возможность жертвовать другими людьми во имя «личной выгоды»?
*
8 Кто из персонажей живет по принципу «Возлюби ближнего своего, как самого себя»?
9 Что удалось сделать Соне Мармеладовой, живя в соответствии с этим принципом? (1-2 примера)
10 Какой из принципов утверждает автор романа «Преступление и наказание» как основу человеческих
взаимоотношений?
*
11 Вставьте вместо звездочек слова:
Проверка теории Раскольникова состоялась. Она обнаружила, что:
не вошь.
Гений не = .
не имеет права на преступление.
Ни социальный, ни экономический, ни научный прогресс, ни личное преуспеяние не должны
требовать .
12.Кем и чем человек имеет право жертвовать?
В сказке Д. Мамина-Сибиряка рассказывается о судьбе уточки, какую звали Серая шейка. Все птицы осенью собирались улетать на юг, старики учили молодежь. Но родители Серой шейки не могли ее забрать с собой. Весной к Серой шейке подкралась Лиса и сломала ей крылышко, поэтому Серая шейка не могла летать. Ее мама Утка очень жалела Серую шейку, ведь она останется совсем одна. Время быстро шло, стая уток однажды поднялась и улетела. Вода в реке замерзала у берегов, а потом таяла. Серая шейка познакомилась с Зайцем, он велел ей бояться Лисы. Постепенно замерзла река, осталась лишь одна полынья, в которой и плавала Серая шейка. К реке пришла Лиса, которая сломала крыло уточке. Хитрая Лиса ждала, когда замерзнет вся полынья. Бедная Серая шейка ныряла в воду, когда Лиса сидела на краю полыньи. Если бы полынья замерзла, то Серая шейка погибла бы. Но ее старый охотник, который охотился за зайцами и лисой. Он увидел Серую шейку в полынье, забрал ее к себе домой, чтобы она радовала его внуков.