Задание
Прочитайте эпизод из рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки». Озаглавьте его. Составьте сложный план отрывка. Определите отношение автора к главным и второстепенным героям. Докажите своё мнение цитатами из текста.
Мать давала мне в школу завтрак: два ломтя черного хлеба, густо намазанных клюквенным повидлом. И вот настал день, когда на шумной перемене я вынул свой хлеб и всей кожей ощутил установившуюся вокруг меня тишину. Я растерялся, не посмел тогда предложить ребятам. Однако на следующий день я взял уже не два ломтя, а четыре...
На большой перемене я достал их и, боясь неприятной тишины, которую так трудно нарушить, слишком поспешно и неловко выкрикнул:
- Кто хочет?!
- Мне шматочек, - отозвался Пашка Быков, парень с нашей улицы.
- И мне!.. И мне!.. Мне тоже!..
Со всех сторон тянулись руки, блестели глаза.
- Всем не хватит! - Пашка старался оттолкнуть напиравших, но никто не отступал.
- Мне! Мне! Корочку!..
Я отламывал всем по кусочку.
Наверное, от нетерпения, без злого умысла, кто-то подтолкнул мою руку, хлеб упал, задние, желая увидеть, что же случилось с хлебом, наперли на передних, и несколько ног по кускам, раздавило их.
- Пахорукий! - выругал меня Пашка.
И отошел. За ним все поползли в разные стороны.
На окрашенном повидлом полу лежал растерзанный хлеб. Было такое ощущение, что мы все вгорячах нечаянно убили какое-то животное.
Учительница Ольга Станиславна вошла в класс. По тому, как она отвела глаза, как с не сразу, а с еле приметной запинкой, я понял - она голодна тоже.
- Это кто ж такой сытый?
И все те, кого я хотел угостить хлебом, охотно, торжественно со злорадством объявили:
- Володька Тенков сытый! Он это!..
Я жил в пролетарской стране и хорошо знал, как стыдно быть у нас сытым. Но, к сожалению, я действительно был сыт, мой отец, ответственный служащий, получал ответственный паек. Мать даже пекла белые пироги с капустой и рубленым яйцом!
Ольга Станиславна начала урок.
- В раз мы проходили правописание... - И замолчала. - В раз мы... - Она старалась не глядеть на раздавленный хлеб. - Володя Тенков, встань, подбери за собой!
Я покорно встал, не пререкаясь, подобрал хлеб, стер вырванным из тетради листком клюквенное повидло с пола. Весь класс молчал, весь класс дышал над моей головой.
После этого я наотрез отказался брать в школу завтраки.
На уроке русского языка учительница объяснила, что слово «сладкоежка» относится к общему роду, потому что так можно назвать как девочку, так и мальчика.
Вечером мама была удивлена: «Когда я училась в школе было только три рода: женский, мужской и средний». Она подумала, а затем добавила: «Вот ведь, век живи – век учись».
Жил-был старик, и было у него трое сыновей и одна мудрая дочка, жена старика давно умерла. Старший сын был умелец в скотоводстве, средний в земледельстве, а младший в лентяйстве. Он ничего не делал, все лежал целыми сутками на печи и обедал кулешом. И вот однажды задумал старик приучить своего лоботряса к делу. Послал его на озеро поймать рыбы к обеду. Сын нехотя отправился в дорогу. Приходит, и вспомнил, что забыл дома удочку. Возвращается, а отец ему и говорит, нету у нас удочки сынок, вся уже изгнила. Тогда сын попросил невод, но и невода в бедном доме не нашлось. Ну старик и говорит сыну, чтобы тот сам сделал себе удочку. Потому что пан, которому они подчиняются, требует рыбу к обеду. Пошел сын обратно. Пришел, и не знает что и делать. Да только совесть в нем заговорила, не хотел он, чтобы его отца били плетьми. Вот и сплел он невод из ниток своей рубахи. Но рыба, которая наловилась в невод, прорвала его и уплыла. Тогда сын выломал ивовую ветку и сделал из нее хорошую удочку, но и та сломалась. На третий раз сын стал ловить рыбу руками. Все руки изранил, наловил всякой рыбы: и ершей, и карасей, и даже карпов, сомов, но все-таки добыл рыбы к обеду. Как раз вовремя подоспел. Вот отец и говорит ему: " Видишь, сынок без труда не выловишь и рыбку из пруда" Запомни это на всю жизнь. Так сказал мудрый отец.