Задание. Прочитайте отрывки из произведений Л. Толстого, И. Шмелева, А. Платонова. Напишите сопоставительный анализ-эссе (объёмом не менее 200 слов), ответив на опорные вопросы: 1. Дайте краткую характеристику каждому тексту (обозначьте, какая главная мысль раскрывается в каждом из приведенных отрывков, с какими историческими событиями связаны данные произведения, к какому литературному направлению относятся данные произведения, какие средства художественной выразительности вы бы могли обозначить (2-3 приема с цитатами)). 2. Что объединяет данные тексты? (тема/ идея/ проблема). 3. Выразите свое отношение к следующей мысли Л. Толстого: «Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть, я не брал бы пленных…Надо их казнить. – Не брать пленных. – Это одно изменило бы всю войну и сделало бы ее менее жестокой» (по возможности с опорой на тексты 2 и 3). 4. Вывод (ответьте на вопрос: что, на ваш взгляд, может сделать войну «менее жестокой»?)
Какие вопросы? Скажи я отвечу может эти? 1) Из чего был сделан каменный цветок, который Даниле так хотелось увидеть? ответ: Из малахита. 2) Кто говорил: “Чаша мне покоя не даёт. Охота так её сделать, чтобы камень полную силу имел”? ответ: Данило – Мастер (Данилушко) . 3) Как звали человека, который хотел сделать «каменный цветок» ? ответ: Данила-мастер. 4) Прозвище Данилки из сказа «Каменный цветок» . ответ: Недокормыш. 5) В каких горах бажовский Данила-мастер отыскал-таки каменный цветок? ответ: В Уральских горах. 6) Кто рассказал Данилу про каменный цветок? ответ: бабушка Вихориха. 7) Каков жанр этого произведения? ответ: Сказ. 8) Чего же хотела от Данилы Хозяйка? ответ: Творчества, которое превзошло бы её волшебство. 9) Как вы думаете, если б Данила сделал свою чашу такой, как ему хотелось, была бы она похожа на те цветы, что росли в горе, или вышла бы иной? ответ: Цветок Данилы должен был бы получиться не таким, как подземные цветы. Он вобрал бы в себя любовь к Прокопьичу и Кате, и такой красоты никогда не создать ни Хозяйке, ни её подгорным мастерам. 10) Почему Данила разбил свой дурман-цветок, а барскую чашу не тронул? ответ: Барская чаша в его глазах недостойна того, чтобы быть разбитой. А дурман-цветок наполовину получился! 11) Что нужно Хозяйке: подчинённые ей подгорные мастера или свободный художник, сумевший победить её чары, превзойти волшебную красоту каменного цветка? ответ: Судя по тому, как Хозяйка отговаривает Данилу смотреть на каменный цветок, взывает к его совести, предлагает и в самом деле даёт камень по его замыслу, она не лукавит и не заманивает мастера. Напротив — понимает, как опасно и гибельно то, что задумал Данила. 12) Что хотел передать Данила в своей чаше и почему не сумел? ответ: Он хотел передать в камне красоту живого цветка. Поспорить в творчестве с живой природой. О том, почему не сумел, речь пойдёт уже на втором уроке. 13) Как вы думаете, о чём этот сказ? ответ: О художнике, который попытался и не смог постичь суть красоты. О его состязании с природой, чья красота совершенна. О внутреннем конфликте человека, который одновременно принадлежит “бытовому”, будничному человеческому миру и “идеальному” миру творчества, обрекающего человека на внутреннее одиночество.
Кэрри Прэнтис ночью тоскует по земному дому, вещам на чердаке, скрипу половиц, ветру и прежнему укладу жизни в Огайо. Она уже не раз собирала вещи, чтобы лететь на Землю, но так и не решалась. Роберт Прэнтис признается жене, что все отложенные деньги он вложил в некое дело, отчего жена очень расстраивается.
Мистер Прэнтис произносит важный монолог, объясняя жене, почему они прилетели на Марс и зачем здесь стоит остаться. Человечество всегда желало увековечить память о себе и достичь бессмертия. Это возможно только с рождением и процветанием нового поколения. Человек будет осваивать новые планеты, засеивать их и пожинать урожай, если будет к этому стремиться. И если космос уничтожит какую-либо планету, имя Человека будет жить в другой части Вселенной.
Поутру Роберт ведет жену и сыновей показать им то, на что он спустил сбережения. Это дом – копия их огайского жилища. Мужчина собирается перевезти туда все милые сердцу вещи с Земли. Самое памятное, что он воссоздает в доме – это витражное окно в двери. Смотря сквозь розовое земляничное стекло, как в детстве, он видит такой же беззаботный, теплый и родной мир. Неприветливый Марс преображается и оживает: запылало засохшее море, зарумянилось холодное небо. Теперь земляне могут обрести уют и спокойствие на Марсе. ВООТ
может эти?
1) Из чего был сделан каменный цветок, который Даниле так хотелось увидеть?
ответ: Из малахита.
2) Кто говорил: “Чаша мне покоя не даёт. Охота так её сделать, чтобы камень полную силу имел”?
ответ: Данило – Мастер (Данилушко) .
3) Как звали человека, который хотел сделать «каменный цветок» ?
ответ: Данила-мастер.
4) Прозвище Данилки из сказа «Каменный цветок» .
ответ: Недокормыш.
5) В каких горах бажовский Данила-мастер отыскал-таки каменный цветок?
ответ: В Уральских горах.
6) Кто рассказал Данилу про каменный цветок?
ответ: бабушка Вихориха.
7) Каков жанр этого произведения?
ответ: Сказ.
8) Чего же хотела от Данилы Хозяйка?
ответ: Творчества, которое превзошло бы её волшебство.
9) Как вы думаете, если б Данила сделал свою чашу такой, как ему хотелось, была бы она похожа на те цветы, что росли в горе, или вышла бы иной?
ответ: Цветок Данилы должен был бы получиться не таким, как подземные цветы. Он вобрал бы в себя любовь к Прокопьичу и Кате, и такой красоты никогда не создать ни Хозяйке, ни её подгорным мастерам.
10) Почему Данила разбил свой дурман-цветок, а барскую чашу не тронул?
ответ: Барская чаша в его глазах недостойна того, чтобы быть разбитой. А дурман-цветок наполовину получился!
11) Что нужно Хозяйке: подчинённые ей подгорные мастера или свободный художник, сумевший победить её чары, превзойти волшебную красоту каменного цветка?
ответ: Судя по тому, как Хозяйка отговаривает Данилу смотреть на каменный цветок, взывает к его совести, предлагает и в самом деле даёт камень по его замыслу, она не лукавит и не заманивает мастера. Напротив — понимает, как опасно и гибельно то, что задумал Данила.
12) Что хотел передать Данила в своей чаше и почему не сумел?
ответ: Он хотел передать в камне красоту живого цветка. Поспорить в творчестве с живой природой. О том, почему не сумел, речь пойдёт уже на втором уроке.
13) Как вы думаете, о чём этот сказ?
ответ: О художнике, который попытался и не смог постичь суть красоты. О его состязании с природой, чья красота совершенна. О внутреннем конфликте человека, который одновременно принадлежит “бытовому”, будничному человеческому миру и “идеальному” миру творчества, обрекающего человека на внутреннее одиночество.
Кэрри Прэнтис ночью тоскует по земному дому, вещам на чердаке, скрипу половиц, ветру и прежнему укладу жизни в Огайо. Она уже не раз собирала вещи, чтобы лететь на Землю, но так и не решалась. Роберт Прэнтис признается жене, что все отложенные деньги он вложил в некое дело, отчего жена очень расстраивается.
Мистер Прэнтис произносит важный монолог, объясняя жене, почему они прилетели на Марс и зачем здесь стоит остаться. Человечество всегда желало увековечить память о себе и достичь бессмертия. Это возможно только с рождением и процветанием нового поколения. Человек будет осваивать новые планеты, засеивать их и пожинать урожай, если будет к этому стремиться. И если космос уничтожит какую-либо планету, имя Человека будет жить в другой части Вселенной.
Поутру Роберт ведет жену и сыновей показать им то, на что он спустил сбережения. Это дом – копия их огайского жилища. Мужчина собирается перевезти туда все милые сердцу вещи с Земли. Самое памятное, что он воссоздает в доме – это витражное окно в двери. Смотря сквозь розовое земляничное стекло, как в детстве, он видит такой же беззаботный, теплый и родной мир. Неприветливый Марс преображается и оживает: запылало засохшее море, зарумянилось холодное небо. Теперь земляне могут обрести уют и спокойствие на Марсе. ВООТ