Задания 3. Просмотрите иллюстрации к произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», .
иллюстрацию.Сравните выбранныйотрывокизтекста с иллюстрацией.Напишите, какие сходства иразличиявы заметили.
1 эпизод. Жилингубамиируками показал, чтобпитьемудали.
Черный понял,засмеялся, выглянул в дверь, кликнул кого-то:«Дина!»
Прибежала девочка — тоненькая,худенькая,леттринадцати илицом на черного похожа.Видно,чтодочь.Тоже —глаза черные,светлые илицом красивая.Одета врубаху длинную,синюю,.На полах, нагрудиинарукавах оторочено красным.На ногахштаны ибашмачки,а на башмачкахдругие с высокими каблуками;на шее монисто,все изрусскихполтинников.Голова непокрытая, коса чернаяи в коселента, аналентепривешаны бляхиирубльсеребряный.
Велелейчто-тоотец.Убежала иопятьпришла, принесла кувшинчикжестяной.Подала воду,самаселана корточки,вся изогнуласьтак,что плечиниже коленушли. Сидит,глаза раскрыла, глядит на Жилина, каконпьет— как назверя какого.
ПодалейЖилинназадкувшин.Каконапрыгнетпрочь,каккозадикая.Дажеотец
засмеялся.Послалее еще куда-то.Она взяла кувшин, побежала, принесла хлеба пресногона дощечкекруглой, иопятьсела, изогнулась, глаз не спускает— смотрит.
2 эпизод. Сделал Жилиндругую куклу, еще лучше, — отдал Дине. Принесла разДина кувшинчик, поставила,селаисмотрит нанего, самасмеется, показывает накувшин.
«Чегоонарадуется?»— думает Жилин. Взял кувшин, стал пить. Думает, вода,атам молоко. Выпил онмолоко, —«хорошо», говорит. КаквзрадуетсяДина!
— Хорошо, Иван, хорошо!— ивскочила, забилав ладоши, вырвалакувшиниубежала.
Истехпорсталаонаему каждыйдень,крадучись,молоканосить.Атоделаюттатары ,—таконаэтилепешкиему тайкомпринашивала.Аторазрезалхозяинбарана,— в рукаве. Броситиубежи
стихотворение наиболее ярко иллюстрирует изменения в творческом мировоззрении поэта в связи с переломными событиями европейской начала 30-х годов xix века – уходом эры романтизма и торжеством буржуазно-прагматической эпохи. романтическая атмосфера – источник поэтического вдохновения тютчева – была разрушена хаосом июльской буржуазной революции.
мы видим, что лирический герой поэта не может расстаться с миром «безмолвных, светлых и прекрасных» теней прошлого, романтическим миром гармонии. поэтому он дает своеобразный «обет молчания», символически убегая от внешнего суетного мира, «наружного шума», прячется в своих внутренних переживаниях в попытке сохранить цельность души.
сравним также воплощение этой романтической идеи в стихотворениях тютчева «душа моя – элизиум теней…» и «сон на море»: мотив молчания дополняется и усиливается в них образом теней «безмолвных, светлых и прекрасных» и мотивом «болезненно-яркого, волшебно-немого» сна как символическими отражениями внутреннего, скрытого от повседневной суеты духовного мира героя.
в первых двух частях стихотворения образно обозначены истинные, ценные для тютчевского героя источники вдохновения, духовной силы, «таинственно-волшебных дум»: это ночные звезды (высший, божественный образ) и водные ключи (земной, природный образ). таким образом, человек, по тютчеву, должен ощущать свою причастность как к земному, так и к небесному. его внутренний покой – результат гармонии с природой и богом. внутренний мир, жизнь души – это личная вселенная человека, его собственный микрокосмос. не случайно «чувства и мечты» сравниваются здесь с солнцем: подобно ему, они «встают и заходят» в «душевной глубине».
лирический герой занимает уединенно-созерцательную позицию, что передается глаголами-призывами абстрактно-символического значения («любуйся», «питайся», «внимай») и усиливается троекратным повтором «молчи», которое звучит почти как мистическое заклинание, как бы отождествляющее «посвященного» читателя с тютчевским героем.
само понятие «молчание» в этом стихотворении приобретает расширительный символический смысл. не случайно оно повторяется трижды, замыкая каждую из строф (эпифора).во-первых, его следует рассматривать как поэтический призыв к читателю хранить тайну движений души, загадочную полноту невысказанной мысли («молчи, скрывайся и таи // и чувства и мечты свои…»).
во-вторых, «silentium» можно понимать как вынужденную «немоту» поэта, его символический протест против пошлости «наружного шума», мира обыденного сознания.
в-третьих, тютчевское «молчание» – своеобразный вариант воплощения романтического мотива одиночества, идеи невозможности истинного и абсолютного взаимопонимания между людьми («другому как понять тебя? »).
наконец, еще одно значение понятия «silentium» – это бессилие слова для передачи внутренних движений души, сложных человеческих чувств и переживаний («мысль изреченная есть ложь»).
совокупность этих значений дм. мережковский («две тайны поэзии: некрасов и тютчев») образно и точно определил как «словобоязнь» и «религия молчания». мотивы «словесной тайны» и «языкового бессилия» последовательно развиваются и по-разному варьируются в классической , в частности, – в лирике а.а. фета (ср. «как беден наш », «людские так грубы слова…»).
владимир дубровский – основной персонаж произведения, главное его действующее лицо, и сюжет романа строится именно на его образе, что и заложено в самом названии. однако, по прихоти автора он появляется только в третьей главе, которой предшествуют все те трагические события, давшие завязку интересной разбойничьей . даже то, что язык романа часто перемежается старинными словами и оборотами речи, способствует созданию у читателя ощущения реальности происходящего, погружает его в события того времени полностью. сам владимир дубровский же выражает свои мысли и чувства языком совершенно правильным в современном понимании, что создаёт впечатление образованного и умного человека.