В истории русской литературы восемнадцатый век отмечен, прежде всего, достижениями в области поэзии. Длительное время в русской литературе продолжали существовать старые формы, однако Петр I провел ряд реформ, повлиявших на становление новой словесности. В это время начинает складываться первое самостоятельно направление – классицизм. Российский классицизм носил самобытный характер. Его отличала резкая обличительная направленность, сатира и тесная связь с фольклором. Центральной идеей выступала убежденность в возможности избавления от жестокостей жизни через просвещение и распространение знаний. Идеологом и теоретиком российского классицизма стал М.В. Ломоносов . Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765) – великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как: астрономия, геология, приборостроение, география и многих других. Творчество Ломоносова можно считать началом появления в России профессиональной литературы. Он высоко ценил искусство, боролся за содержательность и идейность литературы. Тема Родины и служения ей - ведущая в творчестве. С ней тесно связаны темы науки, познания природы. В те годы русский язык был сильно засорен иностранными словами и церковно-славянскими выражениями. Михаил Васильевич ставит перед собой цель очистить и раскрыть красоту русского языка. Лучшими поэтическими произведениями были духовные оды Ломоносова.
Ехали два брата: — Один бедный, другой именитый; у обоих по лошади; у бедного кобыла, у именитого мерин. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью. Жеребёнка; жеребёнок подкатился под телегу богатого. Будит он наутре бедного: — Вставай, брат, у меня телега ночью жеребёнка родила. Брат встаёт и говорит: — Как можно, чтобы телега жеребёнка родила! Это моя кобыла принесла. Богатый говорит: — Кабы твоя кобыла принесла, жеребёнок бы подле был! Поспорили они и пошли до начальства: – именитый дарит судей деньгами, а бедный словами оправдывается. Дошло дело до самого царя. Велел он призвать обоих братьев и загадал им четыре загадки: — Что всего в свете сильней и быстрее, что всего в свете жирнее, что всего мягче и что всего милее? – И положил им сроку три дня: — – На четвёртый приходите, ответ дайте! Богатый подумал-подумал, вспомнил про свою куму и пошёл к ней совета просить. Она посадила его за стол, стала угощать; а сама спрашивает: — Что так печален, куманёк? — Да загадал мне государь четыре загадки, а сроку всего три дня положил. — Что такое? Скажи мне. — А вот что, кума: – первая загадка – что всего в свете сильней и быстреё? — Экая загадка! У моего мужа каряя кобыла есть; нет её быстрее! Коли кнутом приударишь – зайца догонит. — Вторая загадка: – что всего в свете жирнее? — У нас другой год рябой боров кормится; такой жирный стал, что и на ноги не подымается! — Третья загадка: – что всего в свете мягче? — Известное дело – пуховик, уж мягче не выдумаешь! — Четвёртая загадка: – что всего в свете милее? — Милее всего внучек Иванушка тебе, кума! Научила уму-разуму, по век не забуду. А бедный брат залился горькими слезами и пошёл домой; встречает его дочь-семилетка. Только и семьи-то у него было, что дочь одна. — О чем ты, батюшка, вздыхаешь да слезы ронишь? — Как же мне не вздыхать, как слез не ронить? Задал мне царь четыре загадки, которых мне и в жизнь не разгадать. — Скажи мне, какие загадки? — А вот какие, дочка: – что всего в свете сильней и быстрее, что всего жирнее, что всего мягче и что всего милеё? — Ступай, батюшка, и скажи царю: — Сильней и быстрей всего ветер; жирнее всего земля: — Что ни растет, что ни живёт – земля питает! Мягче всего рука: — На что человек ни ляжет, а все руку под голову кладёт, а милее сна пот ничего на свете! Пришли к царю оба брата: – и богатый и бедный. Выслушал их царь и спрашивает бедного. — Сам ли ты дошёл, или кто тебя научил? Отвечает бедный: — Ваше царское величество! Есть у меня дочь-семилетка, она меня научила. — Когда дочь твоя мудра, вот ей ниточка шёлковая; пусть к утру соткёт мне полотенце узорчатое. Мужик взял шёлковую ниточку, приходит домой кручинный, печальный. — Беда наша! – говорит дочери – Царь приказал из этой ниточки соткать полотенце. — Не кручинься, батюшка! – отвечала семилетка. Отломила прутик от веника, подаёт отцу и наказывает: — Пойди к царю, скажи, чтоб нашёл такого мастера, который бы сделал из этого прутика кросны: – было бы на чем полотенце ткать! Мужик доложил про то царю. Царь даёт ему полтораста яиц: — Отдай, – говорит, – своей дочери; пусть к завтрему выведет мне полтораста цыплят. Воротился мужик домой ещё кручиннее, ещё печальнее: — Ах, дочка! От одной беды увернёшься, другая навяжется! — Не кручинься, батюшка! – отвечала семилетка. Попекла яйца и припрятала к обеду да к ужину, а отца посылает к царю: — Скажи ему, что цыплятам на корм нужно одноденное пшено: — В один бы день было поле вспахано, просо засеяно, сжато и обмолочено; другого пшена наши цыплята и клевать не станут! Царь выслушал и говорит: — Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится – ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка. Ну, – думает мужик, – такой хитрой задачи и дочь не разрешит; пришло совсем пропадать!. — Не кручинься, батюшка! – сказала ему дочь – семилетка. — Ступай-ка к охотникам да купи мне живого зайца да живую перепёлку. Отец пошёл и купил ей зайца и перепёлку. На другой день поутру сбросила семилетка всю одежу, надела на себя сетку, в руки взяла перепёлку, села верхом на зайца и поехала во дворец. Царь её у ворот встречает. Поклонилась она царю: — Вот тебе, государь подарочек! И подаёт ему перепёлку. Царь протянул было руку: — Перепёлка порх – и улетела! — Хорошо, – говорит царь, – как приказал, так и сделала. Скажи мне теперь: – ведь отец твой беден, так чем вы кормитесь? — Отец мой на сухом берегу рыбу ловит, лоушки в воду не становит, а я приполом рыбу ношу да уху варю. — Что ты, глупая! Когда рыба на сухом берегу живёт? Рыба в воде плавает! — А ты умён? Когда видано, чтоб телега жеребёнка принесла? Не телега, кобыла родит! Царь присудил отдать жеребёнка бедному мужику, а дочь его взял к себе; когда семилетка выросла, он женился на ней, и стала она царицею.
Российский классицизм носил самобытный характер. Его отличала резкая обличительная направленность, сатира и тесная связь с фольклором. Центральной идеей выступала убежденность в возможности избавления от жестокостей жизни через просвещение и распространение знаний.
Идеологом и теоретиком российского классицизма стал М.В. Ломоносов .
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765) – великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как: астрономия, геология, приборостроение, география и многих других.
Творчество Ломоносова можно считать началом появления в России профессиональной литературы. Он высоко ценил искусство, боролся за содержательность и идейность литературы. Тема Родины и служения ей - ведущая в творчестве. С ней тесно связаны темы науки, познания природы. В те годы русский язык был сильно засорен иностранными словами и церковно-славянскими выражениями. Михаил Васильевич ставит перед собой цель очистить и раскрыть красоту русского языка. Лучшими поэтическими произведениями были духовные оды Ломоносова.