О древнерусской литературеДревнерусская литература является тем прочным фундаментом, на котором возводится величественное здание национальной русской художественной культуры XVIII—XX вв.В ее основе лежат высокие нравственные идеалы, вера в человека, в его возможности безграничного нравственного совершенствования, вера в силу слова, его преобразования внутреннего мира человека, патриотический пафос служения Русской земле — государству — Родине, вера в конечное торжество добра над силами зла, всесветное единение людей и его победу над ненавистной рознью.Не зная истории древнерусской литературы, мы не поймем всей глубины творчества А. С. Пушкина, духовной сущности творчества Н. В. Гоголя, нравственных исканий Л. Н. Толстого, философской глубины Ф. М. Достоевского, своеобразия русского символизма, словесных исканий футуристов.Хронологические границы древнерусской литературы и ее специфические особенности.Русская средневековая литература является начальным этапом развития русской литературы. Ее возникновение тесно связано с процессом формирования раннефеодального государства.Подчиненная политическим задачам укрепления основ феодального строя, она по-своему отразила различные периоды развития общественных и социальных отношений на Руси XI—XVII вв. Древнерусская литература — это литература формирующейся великорусской народности, постепенно складывающейся в нацию.Вопрос о хронологических границах древнерусской литературы окончательно не решен нашей наукой. Представления об объеме древнерусской литературы до сих пор остаются неполными.Много произведений погибло в огне бесчисленных пожаров, во время опустошительных набегов степных кочевников, нашествия монголо-татарских захватчиков, польско-шведских интервентов! Да и в более позднее время, в 1737 г., остатки библиотеки московских царей были уничтожены пожаром, вспыхнувшим в Большом Кремлевском дворце.В 1777 г. от огня погибла Киевская библиотека. Во время Отечественной войны 1812 г. в Москве сгорели рукописные собрания Мусина-Пушкина, Бутурлина, Баузе, Демидова, Московского общества любителей русской словесности.Основными хранителями и переписчиками книг в Древней Руси, как правило, были монахи, менее всего заинтересованные в хранении и переписке книг мирского (светского) содержания. И это во многом объясняет, почему подавляющее большинство дошедших до нас произведений древнерусской письменности носит церковный характер.Произведения древнерусской письменности разделялись на «мирские» и «духовные». Последние всячески поддерживались и распространялись, так как содержали непреходящие ценности религиозной догматики, философии и этики, а первые, за исключением официальных юридических и исторических документов, объявлялись «суетными». Благодаря этому мы и представляем нашу древнюю литературу в большей степени церковной, чем она была на самом деле.Приступая к изучению древнерусской литературы, необходимо учитывать ее специфические черты, отличные от литературы нового времени.Характерной особенностью древнерусской литературы является рукописный характер ее бытования и распространения. При этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, а входило в состав различных сборников, преследовавших определенные практические цели.«Все, что служит не ради пользы, а ради прикрасы, подлежит обвинению в суетности». Эти слова Василия Великого во многом определяли отношение древнерусского общества к произведениям письменности. Значение той или иной рукописной книги оценивалось с точки зрения ее практического назначения, полезности «Велика бо бываеть полза от ученья книжного, книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных; се бо суть рекы, напаяюще вселеную, се суть исходищя мудрости, книгам бо есть неищетная глубина, сими бо в печали утешаемы есмы, си суть узда въздержанью... Аще бо поищеши в книгах мудрости прилежно, то обрящеши велику ползу души своей...» — поучает летописец под 1037 г.Другой особенностью нашей древней литературы является анонимность, имперсональность ее произведений. Это было следствием религиозно-христианского отношения феодального общества к человеку, и в частности к труду писателя, художника, зодчего.
1) 64 = 2⁶; 54 = 2 · 3³
НОК (64 и 54) = 2⁶ · 3³ = 1728 - наименьшее общее кратное
1728 : 64 = 27 1728 : 54 = 32
2) 95 = 5 · 19; 114 = 2 · 3 · 19
НОК (95 и 114) = 2 · 3 · 5 · 19 = 570 - наименьшее общее кратное
570 : 95 = 6 570 : 114 = 5
3) 100 = 2² · 5²; 125 = 5³
НОК (100 и 125) = 2² · 5³ = 500 - наименьшее общее кратное
500 : 100 = 5 500 : 125 = 4
4) 121 = 11²; 88 = 2³ · 11
НОК (121 и 88) = 2³ · 11² = 968 - наименьшее общее кратное
968 : 121 = 8 968 : 88 = 11
5) 168 = 2³ · 3 · 7; 140 = 2² · 5 · 7
НОК (168 и 140) = 2³ · 3 · 5 · 7 = 840 - наименьшее общее кратное
840 : 168 = 5 840 : 140 = 6
6) 144 = 12²; 324 = 2² · 3⁴
Числа 144 и 324 взаимно простые, так как у них нет общих делителей, кроме единицы
НОК (144 и 324) = 144 · 324 = 46656 - наименьшее общее кратное
7) 125 = 5³; 225 = 3² · 5²
НОК (125 и 225) = 3² · 5³ = 1125 - наименьшее общее кратное
1125 : 125 = 9 1125 : 225 = 5
8) 185 = 5 · 37; 111 = 3 · 37
НОК (185 и 111) = 3 · 5 · 37 = 555 - наименьшее общее кратное
555 : 185 = 3 555 : 111 = 5