ДИСКРЕНАЯ МАТЕТАТИКА 1.1. Множества заданий множеств. 1. Проиллюстрируйте с кругов Эйлера высказывание: «Все учащиеся 5 класса присутствовали на школьной спартакиаде». Решение: Выделим множества, о которых идет речь в высказывании: это множество учащихся некоторой школы (обозначим его за А), и множество учащихся 5 класса (обозначим его В). В данном высказывании утверждается, что все элементы множества В являются также и элементами множества А. По определению отношения включения это означает, что В А. Поэтому множество В надо изобразить внутри круга, изображающего множество А. 2. Задайте множество другим если это возможно): а) А = {х| xN, х ≤ 9}; б) А = {-4, -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3, 4}; в) А = {х| xR, х 2 – 3 = 0}. Решение: а) Элементами множества А являются натуральные числа, которые меньше 9 и само число 9, значит, А = {1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9}; б) А = {х| xZ, |x| ≤ 4} – множество целых чисел, модуль которых не больше четырех; в) Элементами множества А являются корни уравнения х 2 – 3 = 0, значит, А = {- 3 , 3 }. 3. Изобразите на координатной прямой перечисленные множества: а) А = {х| xR, -1,5 ≤ х ≤ 6,7}; б) М = {х| xN, 4х - 14 < 0}; в) С = {х| xZ, -5 < х <2}; г) Н = {х| xZ, |x| < 7}. Решение: ответы показаны на рисунке: а) А = [-1,5; 6,7] б) М = {1, 2, 3} в) С = (-5; 2) г) Н = {-6, -5, -4, -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6} 4. Задайте числовое множество описанием характеристического свойства элементов: а) (0; 11); б) [-12,3; 1,1); в) [-5; 3]; г) (- ∞; -102,354]. Решение: а) А = {х| xR, 0 < х <11}; б) С = {х| xR, -12,3 ≤ х < 1,1}; в) А = {х| xR, -5 ≤ х ≤ 3}; г) Р = {х| xR, х ≤ -102,354}. 5. Даны множества: а) К = {у| у = 1, если уN, то у + 1N}, У = {у| уZ, у > 0}; б) К = Ø, У = {Ø}; в) К = {с, п, р}, У = {{с, п}, р }. Равны ли множества К и У
Обратная замена: x = Arc sin(y) x = Arc sin(1/4) = 0,25268 + 2πk, k ∈ Z. x = (π - 0,25268) + 2πk = 2,888912 + 2πk, k ∈ Z. Вот несколько конкретных значений х: х = -3,3942729, х = 0,2526825, х = 2,88891.
2) tgL* ctgL - sin²L = (sinL/cosL)*(cosL/sinL) - sin²L = 1 - sin²L =
= cos²L.
3)2cosx-1=0
cosx = 1/2,
x = Arc cos(1/2)
x = (-π/3) + 2πk, k ∈ Z.
x = (π/3) + 2πk, k ∈ Z.
4) sin2x=√2/2.
2x = Arc sin(√2/2),
2x = (π/4) + 2πk, k ∈ Z.
x = (π/4) + πk, k ∈ Z.
2x = (3π/4) + 2πk, k ∈ Z.
x = (3π/8) + πk, k ∈ Z.
5) 4cos²x - 11sinx - 1 = 0.
4(1 - sin²x) - 11sinx - 1 = 0.
4 - 4sin²x - 11sinx - 1 = 0.
-4sin²x - 11sinx + 3 = 0.
4sin²x + 11sinx - 3 = 0.
Произведём замену: sinx = у.
Получаем квадратное уравнение:
4у² + 11у - 3 = 0.
Квадратное уравнение, решаем относительно y:
Ищем дискриминант:D=11^2-4*4*(-3)=121-4*4*(-3)=121-16*(-3)=121-(-16*3)=121-(-48)=121+48=169;
Дискриминант больше 0, уравнение имеет 2 корня:y₁=(√169-11)/(2*4)=(13-11)/(2*4)=2/(2*4)=2/8=1/4;y₂=(-√169-11)/(2*4)=(-13-11)/(2*4)=-24/(2*4)=-24/8=-3 это значение отбрасываем.
Обратная замена: x = Arc sin(y)
x = Arc sin(1/4) = 0,25268 + 2πk, k ∈ Z.
x = (π - 0,25268) + 2πk = 2,888912 + 2πk, k ∈ Z.
Вот несколько конкретных значений х:
х = -3,3942729,
х = 0,2526825,
х = 2,88891.