Эндемиками (от греч. ἔνδημος — местный) называются таксоны (животных или растений) , представители которых обитают на относительно ограниченном ареале. такая характеристика таксона — как обитание на ограниченном ареале называется эндемизмом. эндемизму противопоставляется космополитизм. латимерия (latimeria chalumnae) — живое ископаемое, эндемик коморских островов и мадагаскара ареалы эндемиков ограничены биотическими, климатическими или геологическими барьерами. наиболее богаты эндемичными формами океанические острова, изолированные горные долины и водоёмы, изолированные от других аналогичных по биотическим характеристикам водоёмов. в частности, на острове святой елены около 85 % видов эндемичны, а на галапагосских островах - до 97%. различают палеоэндемики и неоэндемики. палеоэндемики — это представители древних таксонов, как правило, сохранившиеся до настящего времени изолированности их место обитания от более прогрессивных групп. наиболее яркими палеоэндемиками являются однопроходные (monotremata) и сумчатые (metatheria) млекопитающие австралии. в настоящее время, в связи с завозом в австралию множества видов других растений и животных, происходит вытеснение эндемичной флоры и фауны (относительно большой ущерб природе австралии нанесла интродукция кроликов и коз) . палеоэндемики, являющиеся представителями наиболее древних групп называются живыми ископаемыми и представляют большой интерес с точки зрения теории эволоюции. наиболее известные живые ископаемые — это рыба надотряда кистепёрых (crossopterygii) латимерия (latimeria chalumnae) и рептилия отряда клювоголовых (rhynchocephalia) гаттерия (sphenodon punctatum). неоэндемики к неоэндемикам относятся молодые виды, образовавшиеся на изолированом ареале. к таковым относятся эндемики британских островов, крыма, байкала. наиболее известный эндемик озера байкал — байкальская нерпа (pusa sibirica). эндемичные виды, в связи с ограниченным ареалом и, следовательно, ограниченной численностью, часто заносятся в красные книги как редкие или изчезающие виды.
Беркөнне дәү әтием мине урманга алып барды. Ни генә күрмәдек без анда! Кошлар сайравын тыңладык. Бурсык оясын күрдек. Эзләре дә бар иде. Аннары дәү әти каен җиләге үскән урын тапты. Җиләге бик тәмле, әмма быел вак икән. Яңгыр азрак булгандыр.
Ә мин зур гына агач төбе янында үскән берничә усак гөмбәсе таптым. Шул төп янына килеп җиткәч, аяк астымда нәрсәдер ялтырап китмәсенме. Елан! Аркам буйлап салкын тир бәреп чыкты. Дәү әти кайдадыр ерактарак, күренми дә. Ә елан миңа ташланса, чакса нишләргә?!
Яхшылабрак карасам, еланның баш өстендә ике саргылт-кызгылт тап бар. Ә елан үзе кап-кара. Ә, бу бит тузбаш елан. Тузбашның агулы булмавын биология дәресеннән белә идем. Минем куркуым акрынлап бетте. Теге гөмбәне кисеп алдым да, тынычланып, дәү әтием янына киттем. Менә бу вакыйгада миңа биология дәресләрендә алган белемем ярдәм итте. Ә тормышта мондый очраклар никадәр булачак. Шуңа күрә алган белемнәрне күңелдә яхшылап сеңдерә барырга кирәк икән.
Кайтканда, күл буена туктап, суда коендык.Урманда күргәннәремне мәктәптә малайларга да сөйләрмен әле.