Симметрией обладают объекты и явления живой природы. Она не только радует глаз и вдохновляет поэтов всех времен и народов, а позволяет живым организмам лучше при к среде обитания и просто выжить. В живой природе огромное большинство живых организмов обнаруживает различные виды симметрии (формы, подобия, относительного расположения). Причем организмы разного анатомического строения могут иметь один и тот же тип внешней симметрии. Внешняя симметрия может выступить в качестве основания классификации организмов (сферическая, радиальная, осевая и т.д.) Микроорганизмы, живущие в условиях слабого воздействия гравитации, имеют ярко выраженную симметрию формы. Асимметрия присутствует уже на уровне элементарных частиц и проявляется в абсолютном преобладании в нашей Вселенной частиц над античастицами. Известный физик Ф. Дайсон писал: "Открытия последних десятилетий в области физики элементарных частиц заставляют нас обратить особое внимание на концепцию нарушения симметрии. Развитие Вселенной с момента ее зарождения выглядит как непрерывная последовательность нарушений симметрии. В момент своего возникновения при грандиозном взрыве Вселенная была симметрична и однородна. По мере остывания в ней нарушается одна симметрия за другой, что создает возможности для существования все большего и большего разнообразия структур. Феномен жизни естественно вписывается в эту картину. Жизнь - это тоже нарушение симметрии" Молекулярная асимметрия открыта Л. Пастером, который первым выделил "правые" и "левые" молекулы винной кислоты: правые молекулы похожи на правый винт, а левые - на левый. Такие молекулы химики называют стереоизомерами. Молекулы стереоизомеры имеют одинаковый атомный состав, одинаковые размеры, одинаковую структуру - в то же время они различимы, поскольку являются зеркально асимметричными, т.е. объект оказывается нетождественным со своим зеркальным двойником. Поэтому здесь понятия "правый-левый" - условны. В настоящее время хорошо известно, что молекулы органических веществ, составляющие основу живой материи, имеют асимметричный характер, т.е. в состав живого вещества они входят только либо как правые, либо как левые молекулы. Таким образом, каждое вещество может входить в состав живой материи только в том случае, если оно обладает вполне определенным типом симметрии. Например, молекулы всех аминокислот в любом .живом организме могут быть только левыми, сахара ~ только правыми. Это свойство живого вещества и его продуктов жизнедеятельности называют дисимметрией. Оно имеет совершенно фундаментальный характер. Хотя правые и левые молекулы неразличимы по химическим свойствам, живая материя их не только различает, но и делает выбор. Она отбраковывает и не использует молекулы, не обладающие нужной ей структурой. Как это происходит, пока не ясно. Молекулы противоположной симметрии для нее яд. Если бы живое существо оказалось в условиях, когда вся пища была бы составлена из молекул противоположной симметрии, не отвечающей дисимметрии этого организма, то оно погибло бы от голода. В неживом веществе правых и левых молекул поровну. Дисимметрия - единственное свойство, благодаря которому мы можем отличить вещество биогенного происхождения от неживого вещества. Мы не можем ответить на вопрос, что такое жизнь, но имеем отличить живое от неживого. Таким образом, асимметрию можно рассматривать как разграничительную линию между живой и неживой природой. Для неживой материи характерно преобладание симметрии, при переходе от неживой к живой материи уже на микроуровне преобладает асимметрия. В живой природе асимметрию можно увидеть всюду. Очень удачно это подметил в романе "Жизнь и судьба" В. Гроссман: "В большом миллионе русских деревенских изб нет и не может быть двух неразличимо схожих. Все .живое неповторимо. Симметрия лежит в основе вещей и явлений, выражая нечто общее, свойственное разным объектам, тогда как асимметрия связана с индивидуальным воплощением этого общего в конкретном объекте. На принципе симметрии основан метод аналогий, предполагающий отыскание общих свойств в различных объектах. На основе аналогий создаются физические модели различных объектов и явлений. Аналогии между процессами позволяют описывать их общими уравнениями.
Первоначально: Норма I рабочего - х дет./сутки Норма II рабочего - y дет/сут Первая часть задачи: Увеличим норму I рабочий (х+0,4х) = 1,4х дет/сут. (40%=40/100=0,4) II рабочий (у+0,2у) =1,2у дет/сут. (20%=20/100=0,2) Уравнение 1,4х +1,2у = 159 Вторая часть задачи: I рабочий 1.2x дет./сут. II рабочий 1.4y дет./сут. Второе уравнение: 1,2х +1,4у=153 Система уравнений: { 1.4 x + 1.2y = 159 | *5 { 1.2x + 1,4у = 153 | *5
Норма I рабочего - х дет./сутки
Норма II рабочего - y дет/сут
Первая часть задачи:
Увеличим норму
I рабочий (х+0,4х) = 1,4х дет/сут. (40%=40/100=0,4)
II рабочий (у+0,2у) =1,2у дет/сут. (20%=20/100=0,2)
Уравнение 1,4х +1,2у = 159
Вторая часть задачи:
I рабочий 1.2x дет./сут.
II рабочий 1.4y дет./сут.
Второе уравнение: 1,2х +1,4у=153
Система уравнений:
{ 1.4 x + 1.2y = 159 | *5
{ 1.2x + 1,4у = 153 | *5
{7x+6y= 795 |*(-6) ⇒ х=(795-6у)/7
{6x +7y = 765 |*7
{-42x - 36y= -4770
{42x + 49y= 5355
Метод сложения:
-42х - 36у +42х+49у= -4770 + 5355
13у= 585
у=585/13
у= 45 (дет./сутки) норма II рабочего
х= (795-6*45)/7= (795-270)/7 = 525/7=75 (дет./сут.) норма I рабочего
ответ: 75 деталей дневная норма первого рабочего, 45 деталей - второго.