Читель предлагает классу вопросы:- Какие две величины называются прямо пропорциональными? Приведите примеры.- Какие две величины называются обратно пропорциональными? Приведите примеры.- Определите зависимость в задаче: За два часа поймали 12 карасей. Сколько карасей поймают за 3 часа?2. Учитель: Сформулируйте основное свойство пропорции. Что оно позволяет нам находить?(ответ: По трём известным членам пропорции находить неизвестный четвёртый член)3. Учитель: Поиграем с вами в “Лото”, будем работать парами. На столах у вас по пять карточек с пропорциями и пять карточек с ответами, на обратной стороне которых записана буква. Надо найти неизвестный член пропорции, выбрать карточку с нужным ответом и положить её обратной стороной на карточку с заданием. У вас должно получится слово.Примеры карточек даны в таблице.Карточка №1 с пропорциейКарточка №2 с ответомОбратная сторона карточки №2Карточка №1 с пропорциейКарточка №2 с ответомОбратная сторона карточки №2 = х = 0,8У = у = 0,2У8 : у = 20 : 5у = 2Дх : 3 = 8 : 6х = 4С= у= 52А = х = 36Пх : 2,45 = 4 : 2х = 4,9Чх : 3 = 7 : 2,1х = 10Е = х = 8,4А0,7 : 4,2 = 21 : х х = 126ХИтак, мы с вами повторили пропорциональные величины, основное свойство пропорции, находили неизвестный член пропорции и получили слова: “удача”, “успех”. Так пусть на протяжении всего урока сопутствует вам - успех и удача.II. Изучение нового материала.Учитель: Ребята, вы знаете , что расстояние от г. Иркутска до нашего с. Нукуты составляет 350 км. Чтобы проехать это расстояние маршрутное такси расходует 60 л дизельного топлива. Расстояние от с. Нукуты до станции Залари 30 км. Сколько дизельного топлива потребуется маршрутному такси для прохождения этого расстояния?Учитель: Как можно решить эту задачу?ответ учащихся: Задачу можно решить по действиям.Решение задачи по действиям на доске записывает один из учащихся.360 : 30 = 12 (раз) – во столько раз уменьшилось расстояние.60 : 12 = 5 (л) – потребуется топлива на расстояние от станции Залари до с. Нукуты.ответ: 5 литров.Учитель: Какие величины встретились в задаче? Учащиеся – Расход топлива и расстояние.Учитель: Какая между ними существует зависимость? Учащиеся – Прямо пропорциональная зависимость.Учитель: А нельзя ли решить эту задачу иначе? Учащиеся – Так как величины, встретившиеся в задаче, прямо пропорциональные, то эту задачу можно решить с пропорции.Учитель: Сегодня мы на уроке будем учиться решать задачи с составления пропорции.Учащиеся записывают в тетради тему урока: “Решение задач на прямую и обратную пропорциональность с пропорции” и вместе с учителем записывают решение рассмотренной задачи с пропорции.Учитель: Для нового решения потребуется краткая запись условия задачи.Краткая запись.Учитель: Условимся обозначать прямо пропорциональную зависимость одинаково направленными стрелками, а обратно пропорциональную зависимость – противоположно направленными стрелками. Это нам правильно составить пропорцию. Итак, какая пропорция получится в нашей задаче? Учащиеся составляют пропорцию = , находят неизвестный крайний член х = = 5(л)ответ: 5 литров.Учитель: Решим на доске задачу №785 (Для строительства стадиона 5 бульдозеров расчистили площадку за 210 мин. За какое время 7 бульдозеров расчистили бы эту площадку?) – к доске вызывается один из учащихся, который рассуждает вслух, а остальные работают в тетрадях.Решение:Краткая запись.Зависимость между количеством машин и временем работы обратно пропорциональна, поэтому стрелочки направляем в противоположные стороны, составляем пропорцию: 7 : 5 = 210 : х, находим неизвестный крайний член, для этого произведение средних членов делим на известный крайний член. Пишем: х = = 150 (мин).ответ: 150 минут.III. Закрепление. Решить комментировано задачи №784 и № 786.№ 784Краткая запись.ответ: 1,7 кг масла.№ 786ответ: 40 машин.IV. Самостоятельная работа с самопроверкой по готовым решениям, записанными на доске.Вариант 1Вариант 21. Мотоциклист проехал 3 часа со скоростью60 км/ч. За сколько часов он проедет то же расстояние со скоростью 45 км/ч?2. На изготовление 8 деталей требуется 1,2 г серебра. Сколько серебра потребуется на изготовление 12 таких деталей?1. Из 18 т железной руды выплавляют 10 т железа. Сколько тонн железа можно выплавить из 36 т руды?2.Трое учеников пропололи грядку за 4 чЗа сколько часов выполнят эту же работу два ученика? (условимся считать, все ученики трудятся с одинаковой производительностью)V. Самопроверка по готовому решению, записанному на доске.
Пусть х - одна сторона прямоугольника, тогда другая сторона будет равна х-14. Диагональ прямоугольника делит его на два равных прямоугольных треугольника, тогда диагональ будет их общей гипотенузой, а стороны прямоугольника - их катетами. По т. Пифагора 26²=х²+(х-14)² ⇔ ⇔ х²+х²-28х+196=26² ⇔ 2х²-28х-480=0 ⇔ x²-14x-240=0, D=196-4*1*(-240)=1156, x1=14+34/2=48/2=24, x2=14-34/2=-10 (второй корень уравнения не удовлетворяет условию задачи; сторона прямоугольника не может быть равна отрицательному числу; поэтому число -10 мы исключаем из рассмотрения). Таким образом, стороны прямоугольника равны: 24 см и (24-14)=10см.
⇔ х²+х²-28х+196=26² ⇔ 2х²-28х-480=0 ⇔ x²-14x-240=0, D=196-4*1*(-240)=1156, x1=14+34/2=48/2=24, x2=14-34/2=-10 (второй корень уравнения не удовлетворяет условию задачи; сторона прямоугольника не может быть равна отрицательному числу; поэтому число -10 мы исключаем из рассмотрения).
Таким образом, стороны прямоугольника равны: 24 см и (24-14)=10см.