Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: «В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность». « А какой волк в конце побеждает?» Старик улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…» Эта древняя притча иллюстрирует один из важных законов жизни - мы имеем то, что заслуживаем. Мы живем в таком обществе, которое заслуживаем; нам на смену придет такое поколение, которое мы вырастили; знать оно будет ровно то, чему мы его научили; жить оно будет по тем моральным принципам, которыми руководствовались мы. Какого волка «будут кормить» наши дети, что победит- добро или зло, нравственность или циничность, истина или ложь - это зависит от нравственной составляющей периода их взросления. Если Вы спросите меня: «Чем отличается жизнь от образования?» Я отвечу постижения». Для того чтобы постичь жизнь, ее надо прожить. Качество жизни, в том числе, зависит от того, насколько человек образован. В моем понимании образование - это процесс, позволяющий людям изучать и совершенствовать систему собственной жизни. И процесс этот непрерывен на протяжении всего времени, пока существует человек, как социальная единица, как личность. Важными составляющими образовательного процесса являются обучение и нравственное воспитание. Какой из этих процессов важнее? Я считаю, что один без другого невозможен. Каждое новое знание играет роль в воспитании человека, а нравственность - это одна из важнейших основ нашей жизни. Люди с нравственными принципами стремятся к знаниям. Как правило, они надежные, порядочные, справедливые. Я считаю, что любой урок, независимо от предмета, должен нести нравственные установки. Для того чтобы это не было на уровне нравоучений, между учителем и учеником должно быть взаимное доверие и уважение. Доверительные отношения раскрепощению личности и повышению
Дети, которых запугивали и с которыми жестоко обращались, почти всегда, вырастая, запугивают других людей и применяют насилие по отношению к ним. Перенесение жестокости на кого-либо другого является попыткой ослабить чувства гнева и ярости, которые не нашли выхода в то время, когда к таким детям относились грубо. Адольф Гитлер представляет собой пример ребенка, с которым жестоко обращались и который довел порочный цикл жестокости до крайней степени. Отец жестоко бил его, одновременно внушая мысль о том, что евреи плохие. Это послужило базой ненависти Гитлера к евреям и его стремления к реваншу, когда он стал взрослым (Миллер, 1988) (Уайнхолд). Эта группа для тех, кто столкнулся с насилием в любой его форме , для тех, кто не знает, как наиболее безболезненно пережить этот период в жизни и что делать жертвам, правильнее сказать- потерпевшим и их родным