В Симфонии №4. Это выдающееся произведение, в котором Чайковский впервые вводит тему неумолимой судьбы, рока, во многом связанную с тяготами Русско-турецкой войны, а также с внутренним кризисом композитора. Симфония состоит из четырех частей. Последнюю часть композитор описывает так: «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радости, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь безраздельно радостным чувствам». Именно здесь Чайковский использует мотив популярной народной песни «Во поле береза стояла». При этом специфика мелодии, а также измененные Чайковским регистр и тембр лишь усиливают тему рока, лежащую в основе Симфонии № 4.
Это выдающееся произведение, в котором Чайковский впервые вводит тему неумолимой судьбы, рока, во многом связанную с тяготами Русско-турецкой войны, а также с внутренним кризисом композитора. Симфония состоит из четырех частей. Последнюю часть композитор описывает так: «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радости, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь безраздельно радостным чувствам». Именно здесь Чайковский использует мотив популярной народной песни «Во поле береза стояла». При этом специфика мелодии, а также измененные Чайковским регистр и тембр лишь усиливают тему рока, лежащую в основе Симфонии № 4.