Елизаветинское барокко — архитектурный стиль, возникший во время правления императрицы Елизаветы Петровны. Расцвет его приходится на середину XVIII века. Архитектором, бывшим самым ярким представителем стиля, стал Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771). В честь него елизаветинское барокко нередко называют «растреллиевским».
Характерные черты:
поразительное многообразие декоративных элементов; пластичность и динамичность архитектурных форм; контрастные цветовые сочетания во внешней отделке; применение пилястр и трехчетвертных колонн; зрелищность и обилие декоративных деталей во внутреннем убранстве; возвращение к некоторым традициям древнерусского зодчества.
2.
Первые оригинальные творения Растрелли были созданы в Курляндии. Здесь в 1730-е годы для герцога Бирона он строит Рундальский дворец и дворец в Митаве. Митавская резиденция в сравнении с Руентальской свидетельствует о творческой эволюции Растрелли. Приёмы расчленения масс и разработки стен от проекта к проекту становятся всё пластичнее. Архитектор постепенно отказывается от использования рустовки, а пилястрам и тягам начинает предпочитать более рельефные полуколонны.
Период расцвета архитектора начался с постройки для императрицы Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге (1741—1744 годы; не сохранился). На пике славы мастер по требованию императрицы сопровождал сразу несколько поистине грандиозных строительных проектов. С 1747 по 1752 год архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе. В 1747 году был создан эскиз Андреевского собора в Киеве. На 1752—1757 гг. пришлась полная перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе.
После смерти Елизаветы Петровны стиль барокко вышел из моды, и поток заказов быстро иссяк. Екатерина II благоволила Антонио Ринальди, который на протяжении ряда лет работал по заказам «молодого двора» и был осведомлён о новейших веяниях в европейской архитектуре. Привыкший к роскоши Растрелли испытывает серьёзные финансовые трудности и в 1762 году просит об отпуске. 10 августа 1762 года императрица подписывает указ об увольнении обер-архитектора в отпуск на год для лечения в Италии.
1.
Елизаветинское барокко — архитектурный стиль, возникший во время правления императрицы Елизаветы Петровны. Расцвет его приходится на середину XVIII века. Архитектором, бывшим самым ярким представителем стиля, стал Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771). В честь него елизаветинское барокко нередко называют «растреллиевским».
Характерные черты:
поразительное многообразие декоративных элементов; пластичность и динамичность архитектурных форм; контрастные цветовые сочетания во внешней отделке; применение пилястр и трехчетвертных колонн; зрелищность и обилие декоративных деталей во внутреннем убранстве; возвращение к некоторым традициям древнерусского зодчества.
2.
Первые оригинальные творения Растрелли были созданы в Курляндии. Здесь в 1730-е годы для герцога Бирона он строит Рундальский дворец и дворец в Митаве. Митавская резиденция в сравнении с Руентальской свидетельствует о творческой эволюции Растрелли. Приёмы расчленения масс и разработки стен от проекта к проекту становятся всё пластичнее. Архитектор постепенно отказывается от использования рустовки, а пилястрам и тягам начинает предпочитать более рельефные полуколонны.
Период расцвета архитектора начался с постройки для императрицы Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге (1741—1744 годы; не сохранился). На пике славы мастер по требованию императрицы сопровождал сразу несколько поистине грандиозных строительных проектов. С 1747 по 1752 год архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе. В 1747 году был создан эскиз Андреевского собора в Киеве. На 1752—1757 гг. пришлась полная перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе.
После смерти Елизаветы Петровны стиль барокко вышел из моды, и поток заказов быстро иссяк. Екатерина II благоволила Антонио Ринальди, который на протяжении ряда лет работал по заказам «молодого двора» и был осведомлён о новейших веяниях в европейской архитектуре. Привыкший к роскоши Растрелли испытывает серьёзные финансовые трудности и в 1762 году просит об отпуске. 10 августа 1762 года императрица подписывает указ об увольнении обер-архитектора в отпуск на год для лечения в Италии.