1) Послушайте фрагмент Диалог ветра с морем из симфонической сюиты Море.
2) Какими средствами композитор передал своё впечатление от картины моря? Какое ваше впечатление от этой музыки?
3) Какие музыкальные картины Римского-Корсакова могли оказать влияние на музыку Дебюсси?
4) Сравни Диалог ветра с морем К. Дебюсси с музыкальными морскими пейзажами Римского-Корсакова. В какой музыке ярко разворачивается сама жизнь морской стихии, а в какой передаётся впечатление от неё?
Музыкальное искусство ХХ века наполнено новаторскими идеями. Оно знаменует собой коренной перелом во всех аспектах музыкального языка. В ХХ столетии музыка часто служила источником отображения страшных эпохальных исторических событий, свидетелями и современниками которых были большинство великих композиторов этой эпохи, ставших новаторами и реформаторами. Знаменосцами этих новаторских направлений стали такие композиторы, как Арнольд Шенберг, Пауль Хиндемит, Оливье Мессиан, Пьер Булез, Антон Веберн, Карлхейнц Штокхаузен. Одной из особенностей музыкального языка 20-ых гг. нового века стало обращение к принципам музыкального мышления и жанрам, характерным для эпохи барокко, классицизма и позднего Возрождения. Неоклассицизм стал одним из противопоставлений романтической традиции ХТХ века, а также течениям, связанным с ней (импрессионизму, экспрессионизму, веризму и т. д.) . Кроме того, усилился интерес к фольклору, который привел к созданию целой дисциплины – этномузыкологии, занимающейся изучением развития музыкальной фольклористики и сравнением музыкально- культурных процессов у различных народов мира.
Падение эстетических принципов ХТХ века, политический и экономический кризис начала нового столетия, как ни странно образованию нового синтеза, обусловившего проникновение в музыку других видов искусств: живописи, графики, архитектуры, литературы и даже кинематографии. Однако общие структурные и ладогармонические законы, главенствовавшие в композиторской практике со времен И. С. Баха, были нарушены и преобразованы.
По вертикали:
1) Музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, а также театральное представление, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. (Опера)
4) Момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении или какой-либо относительно завершённой его части. (Кульминация)
5) Вокальная музыкальная форма, не выдержанная в строгой метрической сетке, род певучей декламации. Воспроизводит ритмический и интонационный рисунок естественной речи. (Речитатив)
7) Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах. (Оркестр)
8) Театральное представление, состоящее из танцев и мимических движений, сопровождаемых музыкой. (Балет)
9) Теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно-образная концепция такого произведения. (Драматургия)
По горизонтали:
2) Общность художественных произведений, складывающаяся в процессе исторического развития искусства, на основе их самоопределения. (Жанр)
3) Образцовые музыкальные произведения, золотой фонд мировой музыкальной культуры. (Классика)
6) Текст музыкально сценического произведения, например, оперы, балета, оперетты и так далее. (Либретто)
10) Музыкально-театральный сценический жанр, произведение и представление, сочетающее в себе музыкальное, драматическое, хореографическое и оперное искусства. (Мьюзикл)
11) Термин в искусствоведении, характеризующий систему средств выразительности, которая служит воплощению того или иного идейно-образного содержания. (Стиль)