1.В каком году была написана опера Борис Годунов?Как складывалась её судьба в начале? 2.Как можно определить жанр оперы? Объясни почему.
3.Кто подсказал Мусоргскому сюжет оперы? Какое произведение лежит в основе либретто?
4.Назови главные действующие лица оперы.
5.Расскажи, как развивается в опере образ народа и в чем отличие его прочтения Мусоргским по сравнению с другими композиторами?
6.В каких картинах и как развивает образ царя Бориса?
7.В чем отличие либретто оперы от трагедии Пушкина?
1. 1869 г. Когда работа была полностью завершена и партитура предложена дирекции Императорских театров, композитора ожидало сильное разочарование, поскольку произведение не одобрили. В 1871-1872 годах Мусоргский представляет свою вторую версию. Сюда он добавляет сцену народного восстания в финале, но редакция снова отвергает рукопись. Композитор нашел этому свое объяснение. Он посчитал, что связано это с музыкой - она слишком нова.
2. Опера-балет включала в себя несколько картин, не связанных между собой сюжетно.
Танцевальные номера в ней сочетаются с различными оперными формами
.
Комическая опера. Для нее свойственны несложные характеристики персонажей, ориентация на народно-песенное творчество, пародийность, динамичность действия и комедийное содержание.
Опера Героические сюжеты и драматическая выразительность музыки соединились с элементами комической оперы и мелодрамы. Сюжеты оперы чаще всего основаны на главного героя или его возлюбленной из плена. Для нее характерны гражданский пафос, обличение тирании, монументальность, современные сюжеты
.
Романтическая опера. Ее либретто основано на романтическом сюжете и отличается мистицизмом
.
Большая опера. Для нее характерны масштабность действия, исторические сюжеты, красочность декораций. В музыкальном плане она сочетает элементы серьезной и комической опер. В большой опере упор делается не на оркестровое исполнение, а на вокал.
Оперетта. В ней используются как типичные оперные формы (арии, хоры), так и разговорные элементы. Музыка носит эстрадный характер, а сюжеты - бытовой, комедийный.
3. В. Никольский. Опирался на трагедию Пушкина "Борис Годунов" и активно пользовался фактами из «Истории государства Российского» Н. Карамзина.
4. Б.Годунов, Ксения, Федор, Мамка Ксении, В.И. Шуйский, Пимен, А.Щелкалов, Самозванец Григорий, М. Мнишек, Рангони
5. Музыкальный образ народа в опере показывает, как глубоко и органично была воспринята Мусоргским русская народная песня, как ее интонационный язык, ритм, лад вошли в существо создаваемой им музыки. Народ в «Борисе Годунове», как обобщенный образ, охарактеризован преимущественно песенными темами: плачами, причитаниями, протяжными, плясовыми и молодецкими песнями. Все эти мелодии тесно связаны с содержанием драмы.
6.В музыке раскрыта трагедия одиночества и обречённости царя, новаторски воплощён мятежный, бунтарский дух русского народа. Оркестровое вступление к первой картине выражает скорбь и трагическую безысходность. Вторая картина пролога - монолог Бориса "Скорбит душа", в музыке которого царственное величие сочетается с трагической обречённостью.
Второй акт широко обрисовывает образ Бориса. Монолог "Достиг я высшей власти" насыщен тревожными контрастами.
вторая картина 4-го акта завершается психологически острой сценой смерти Бориса. Его последний монолог "Прощай, мой сын! " окрашен в просветлённые, умиротворённые тона.
7. В конце трагедии А. С. Пушкина "народ безмолвствует", а в опере М. Мусоргского - поднимается на бунт. Также Мусоргский во второй редакции оперы ввел роли Марины Мнишек и первого Лжедмитрия - которые есть в трагедии Пушкина - и еще двух последующих Лжедмитриев. В трагедии Пушкин указывает на то, что какие перемены не происходили на царском престоле, народ никак не может на это повлиять.