создана композитором в 1930 -40 годах и первоначально предназначалась для изображения не войны, а в.и. ленина, которого шостакович безмерно уважал.
первые три части написаны им в доме бенуа в ленинграде (закончены в августе 1941 года, а с 8 сентября началасьблокада ленинграда).
финал симфонии, завершенный в декабре 1941 года, композитор создал уже в куйбешиве, где на сцене театра оперы и она и была впервые исполнена5 марта 1942 года оркестром большого театра союза под с. а, самосуда. московская премьера (дирижёр с. а. самосуд) состоялась 29 марта 1942 года.
Смысл в том, чтобы не путать симфонии друг с другом. Как и любая нумерация вообще!
Оперы нумеровать незачем, у них есть названия. А названия есть - потому что есть литературный (словесный) сюжет, т. е. либретто. Симфония же - на абстрактном языке написана. Иногда и симфониям дают программные названия, но это исключение из правила.
В-общем, причина в разных языках. Если произведение содержит словесный сюжет, то и название тоже имеет словесное. А если это абстрактный язык, то название только ограничило бы фантазию слушателя. Музыка не на разум действует, а на эмоции. Слушай - и строй в воображении сюжет, какой тебе ближе под данные эмоции. Каждый слушает через свои вкусы, привычки, ассоциации - поэтому названия у каждого получились бы РАЗНЫМИ.
создана композитором в 1930 -40 годах и первоначально предназначалась для изображения не войны, а в.и. ленина, которого шостакович безмерно уважал.
первые три части написаны им в доме бенуа в ленинграде (закончены в августе 1941 года, а с 8 сентября началасьблокада ленинграда).
финал симфонии, завершенный в декабре 1941 года, композитор создал уже в куйбешиве, где на сцене театра оперы и она и была впервые исполнена5 марта 1942 года оркестром большого театра союза под с. а, самосуда. московская премьера (дирижёр с. а. самосуд) состоялась 29 марта 1942 года.
Смысл в том, чтобы не путать симфонии друг с другом. Как и любая нумерация вообще!
Оперы нумеровать незачем, у них есть названия. А названия есть - потому что есть литературный (словесный) сюжет, т. е. либретто. Симфония же - на абстрактном языке написана. Иногда и симфониям дают программные названия, но это исключение из правила.
В-общем, причина в разных языках. Если произведение содержит словесный сюжет, то и название тоже имеет словесное. А если это абстрактный язык, то название только ограничило бы фантазию слушателя. Музыка не на разум действует, а на эмоции. Слушай - и строй в воображении сюжет, какой тебе ближе под данные эмоции. Каждый слушает через свои вкусы, привычки, ассоциации - поэтому названия у каждого получились бы РАЗНЫМИ.