Влияние петровских реформ на развитие музыкальной культуры xviii век - это время решающего перелома в развитии всей европы. предпосылки для огромного роста естественных наук, философии, и искусства. именно в это столетие россия впервые выходит на широкую дорогу общеевропейского культурного развития, окончательно избавляясь от той искусственной изоляции, в которой она находилась со времен монгольского ига культура xviii века связана с именами ломоносова, радищева, крылова, архитектурными произведениями растрелли, живописью рокотова, театром волкова, шереметьева, композиторами бортнянским, фоминым, ханданкиным. их искусство представляет уникальную ценность до настоящего времени. xviii век связан с эпохой петраi, его реформами и стремительным развитием в поэтической, и культурной жизни россии в xviii веке, усилиям петраi, сблизилась и европейская культура. в утвердилось понятие петровского просвещения. в этом плане большое внимание уделялось организациям школ, изданию книг, был разработан проект российской академии наук. с 1703 года стала выходить газета ведомости также большое внимание уделялось музыке. с эпохи петра i начинается внедрение новых форм городского музицирования. в домах столичной петербургской аристократии в обязательном, предписанном порядке устраивались “ассамблеи” – открытые вечера, где каждый приходящий мог проводить время, как ему нравилось. одни играли в карты, другие просто беседовали, третьи танцевали модные тогда танцы под соответствующую музыку. также петромi были учреждены еженедельные концерты в доме тайного советника бассевича, где играла инструментальная капелла герцога голштинского. в репертуаре капеллы были произведения корелли, тартини, телемана и других знаменитых европейских композиторов.[1] большую роль в развитии музыкальной культуры сыграла реформа армии. в армии каждый полк имел группу музыкантов. военные оркестры состояли обычно из гобоев, труб, валторн, литавр и барабанов. военные оркестры принимали активное участие в торжествах, связанных с празднованием военных успехов. в 1702 годы были выписаны из-за границы группа иностранных музыкантов, в обязанности которых входило также обучение игре на различных инструментах певчих и солдатских детей. в военных оркестрах сформировались речеголосное песнопение, разнообразное по своим характерам. широко развивается особый род “” или “панегирических” кантов. новые формы музицирования получают широкое распространение среди элиты государства.
Франц шуберт - австрийский композитор xix века. главное место в его творчестве занимает. будучи автором более 600 песен, шуберт сделал этот жанр столь же значительным и серьёзным, как соната, симфония. «из числа музыки не для театра, не для церкви, не для концерта есть особенно замечательный отдел - романсы и песни для одного голоса с фортепиано. от простой, куплетной формы песни этот род развился до целых маленьких единичных сцен-монологов, допускающих всю страстность и глубину душевной драмы. этот род музыки великолепно проявился в германии, в гении франца шуберта»,- писал а. н. серов. шуберт - «соловей и лебедь песенности». в песне вся его творческая сущность. именно шубертовская песня является своеобразной границей, отделяющей музыку романтизма от музыки классицизма. одна из самых известных песен композитора – «форель» - написана на стихи близкого друга, поэта к. ф. д. шубарта. по воспоминаниям друзей, шуберт, сочинив эту песню, в тот же день принёс её на суд слушателей. песню с величайшим удовольствием повторили несколько раз и признали, что это «одно из наиболее грациозных и нежных его произведений». в этой песне поэт и композитор создали образ хрупкой беззащитной красоты. следуя за стихами и мелодией, мы как бы глазами авторов видим безмятежную картину: яркий солнечный день на берегу ручья, изящную игру быстрых форелей в прозрачной воде. на душе радостно и светло. эта спокойная радость, гармония человека и природы идеально выражена музыкой шуберта. простой, безыскусной мелодией, куплетным строением песня «форель» близка народным австрийским и песням. в её оживлённом движении ощущается игривая танцевальность.