Одна из самых знаменитых русских музыкальных сказок — балет Петра Чайковского «Щелкунчик», последний балет композитора. Либретто на сюжет сказки Эрнста Теодора Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» создал знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. История о том, как Клара (или Мари) вместе с Щелкунчиком побеждают Мышиного короля и Щелкунчик преображается в Принца, стала рождественской классикой.
В «Щелкунчике» взаимодействуют два мира: реальный, персонажами которого является семья Клары-Мари, и фантастический, где среди героев появляется Щелкунчик, игрушки, кукла, король мышей, фея Драже и другие. Реальный мир обрисован композитором простыми в музыкальном отношении средствами: здесь преобладает прозрачная оркестровка с привычными тембрами и классические танцы — мазурка, вальс, галоп, полька. Фантастический же мир рисуется совсем иначе, и именно в его создании проявилось новаторство Чайковского.
Открывает волшебный мир крестный Дроссельмейер, его появление сопровождает интересное тембровое сочетание певучего альта и двух тромбонов. В мире сказки возникает борьба добра и зла, что, конечно, отражено в музыке. Идеи добра характеризуют мягкие тембровые звучания. Здесь преобладают пассажи флейты, убаюкивающие переливы арфы, сверкающий звон нового в то время инструмента челесты
. Идеи зла показаны с совсем другой оркестровки, для которой характерен более низкий регистр, с участием бас-кларнета и тубы. Зловещее шуршание армии Мышиного короля показано с марша, исполняемого фаготами и низкими струнными. В волшебном мире и танцы другие: испанский танец шоколада, арабский танец кофе, китайский танец чая и, конечно, таинственный «Вальс цветов».
Одна из самых знаменитых русских музыкальных сказок — балет Петра Чайковского «Щелкунчик», последний балет композитора. Либретто на сюжет сказки Эрнста Теодора Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» создал знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. История о том, как Клара (или Мари) вместе с Щелкунчиком побеждают Мышиного короля и Щелкунчик преображается в Принца, стала рождественской классикой.
В «Щелкунчике» взаимодействуют два мира: реальный, персонажами которого является семья Клары-Мари, и фантастический, где среди героев появляется Щелкунчик, игрушки, кукла, король мышей, фея Драже и другие. Реальный мир обрисован композитором простыми в музыкальном отношении средствами: здесь преобладает прозрачная оркестровка с привычными тембрами и классические танцы — мазурка, вальс, галоп, полька. Фантастический же мир рисуется совсем иначе, и именно в его создании проявилось новаторство Чайковского.
Открывает волшебный мир крестный Дроссельмейер, его появление сопровождает интересное тембровое сочетание певучего альта и двух тромбонов. В мире сказки возникает борьба добра и зла, что, конечно, отражено в музыке. Идеи добра характеризуют мягкие тембровые звучания. Здесь преобладают пассажи флейты, убаюкивающие переливы арфы, сверкающий звон нового в то время инструмента челесты
. Идеи зла показаны с совсем другой оркестровки, для которой характерен более низкий регистр, с участием бас-кларнета и тубы. Зловещее шуршание армии Мышиного короля показано с марша, исполняемого фаготами и низкими струнными. В волшебном мире и танцы другие: испанский танец шоколада, арабский танец кофе, китайский танец чая и, конечно, таинственный «Вальс цветов».
Одна из самых знаменитых русских музыкальных сказок — балет Петра Чайковского «Щелкунчик», последний балет композитора. Либретто на сюжет сказки Эрнста Теодора Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» создал знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. История о том, как Клара (или Мари) вместе с Щелкунчиком побеждают Мышиного короля и Щелкунчик преображается в Принца, стала рождественской классикой.
В «Щелкунчике» взаимодействуют два мира: реальный, персонажами которого является семья Клары-Мари, и фантастический, где среди героев появляется Щелкунчик, игрушки, кукла, король мышей, фея Драже и другие. Реальный мир обрисован композитором простыми в музыкальном отношении средствами: здесь преобладает прозрачная оркестровка с привычными тембрами и классические танцы — мазурка, вальс, галоп, полька. Фантастический же мир рисуется совсем иначе, и именно в его создании проявилось новаторство Чайковского.
Открывает волшебный мир крестный Дроссельмейер, его появление сопровождает интересное тембровое сочетание певучего альта и двух тромбонов. В мире сказки возникает борьба добра и зла, что, конечно, отражено в музыке. Идеи добра характеризуют мягкие тембровые звучания. Здесь преобладают пассажи флейты, убаюкивающие переливы арфы, сверкающий звон нового в то время инструмента челесты
. Идеи зла показаны с совсем другой оркестровки, для которой характерен более низкий регистр, с участием бас-кларнета и тубы. Зловещее шуршание армии Мышиного короля показано с марша, исполняемого фаготами и низкими струнными. В волшебном мире и танцы другие: испанский танец шоколада, арабский танец кофе, китайский танец чая и, конечно, таинственный «Вальс цветов».
Одна из самых знаменитых русских музыкальных сказок — балет Петра Чайковского «Щелкунчик», последний балет композитора. Либретто на сюжет сказки Эрнста Теодора Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» создал знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. История о том, как Клара (или Мари) вместе с Щелкунчиком побеждают Мышиного короля и Щелкунчик преображается в Принца, стала рождественской классикой.
В «Щелкунчике» взаимодействуют два мира: реальный, персонажами которого является семья Клары-Мари, и фантастический, где среди героев появляется Щелкунчик, игрушки, кукла, король мышей, фея Драже и другие. Реальный мир обрисован композитором простыми в музыкальном отношении средствами: здесь преобладает прозрачная оркестровка с привычными тембрами и классические танцы — мазурка, вальс, галоп, полька. Фантастический же мир рисуется совсем иначе, и именно в его создании проявилось новаторство Чайковского.
Открывает волшебный мир крестный Дроссельмейер, его появление сопровождает интересное тембровое сочетание певучего альта и двух тромбонов. В мире сказки возникает борьба добра и зла, что, конечно, отражено в музыке. Идеи добра характеризуют мягкие тембровые звучания. Здесь преобладают пассажи флейты, убаюкивающие переливы арфы, сверкающий звон нового в то время инструмента челесты
. Идеи зла показаны с совсем другой оркестровки, для которой характерен более низкий регистр, с участием бас-кларнета и тубы. Зловещее шуршание армии Мышиного короля показано с марша, исполняемого фаготами и низкими струнными. В волшебном мире и танцы другие: испанский танец шоколада, арабский танец кофе, китайский танец чая и, конечно, таинственный «Вальс цветов».