Романсы Рахманинова по популярности соперничают с его фортепианными произведениями. Им создано около 80 романсов, большинство из которых написано на тексты русских поэтов-лириков второй половины 19 века и рубежа 20 века.
Романсы Рахманинова давно и прочно вошли в золотой фонд русской классики, соперничая по популярности с сочинениями для фортепиано. Именно в романсах – жемчужинах вокальной лирики – ярче всего проявился мелодический гений композитора: широкая распевность и выразительная «бесконечность» мелодии, чувственная экспрессия и яркость национального колорита. Примечательно, что за 25 лет творчества в России (до 1917-го года) Сергей Рахманинов написал более восьмидесяти романсов, за последующие четверть века за границей – не создал ни одного.
Романс «Сирень» на слова Е.А. Бекетовой – одна из драгоценнейших жемчужин рахманиновской лирики. Свежестью раннего весеннего утра веет от музыки этого романса. Кружевное плетение фортепиано рисует лёгкое колыхание душистых ветвей, мечтательно-задумчивая попевка вырастает в в распевную кантилену. Музыка этого романса отмечена исключительной естественностью и простотой, замечательным слиянием лирического чувства и образов природы.
Сирень
Романс «Здесь хорошо» на слова Г. Галиной также принадлежит к выдающимся образцам светло-созерцательных лирических произведений Рахманинова. Поэтичен в этом романсе образ русской природы - широкая мелодия вырастает, парит и истаивает... В сочетании с полнозвучной партией фортепиано она рождает в душе картины безбрежных русских далей, чувство тишины, умиротворения, покоя. В этом романсе с большой ясностью обнаруживается текучесть музыкального развития. Романс построен «на одном дыхании». Музыка романса отличается особой одухотворенностью и выразительностью.
Здесь хорошо
Совершенно особое место в вокальной лирике Рахманинова занимает знаменитый «Вокализ», написанный 21 сентября 1915 года и посвященный великой певице Антонине Неждановой - его первой исполнительнице. Певица вспоминала: "Репетируя со мной, он несколько раз тут же менял некоторые места, находя каждый раз какую-нибудь другую гармонию, новую модуляцию и нюансы". Вокализ замечателен своей свободно льющейся, широкой мелодией, выдержанной словно бы на одном дыхании и подчиняющей себе всё музыкальное развитие. Неторопливый и "бесконечный" характер развития мелодии говорит о связи "Вокализа" с русской протяжной песней или знаменных распевов - со свойственной им свободой метроритма, переменностью размера, отсутствием тактовых акцентов. Заметно и влияние бесконечной мелодии Баха и пластичности итальянского bel canto. Классическая ясность и стройность формы сочетаются с философской возвышенностью и глубиной. Музыка столь выразительна, столь содержательна, что композитор счел возможным отказаться от поэтического текста. "Вокализ" можно назвать русской "песней без слов". На фоне размеренных и спокойных аккордов рояля у сопрано льется задумчивая, немного грустная мелодия-песня.
В основу сюжета легла романтическая история любви русского путешественника Николая Резанова и дочери губернатора Сан-Франциско Марии Кончиты Аргуэльо де ля Консепсьон. По версии авторов, в 1806 году сорокадвухлетний граф Резанов предпринял морскую экспедицию с Аляски к берегам Калифорнии на кораблях "Юнона" и "Авось" с целью получения провианта для голодающих российских колоний в Америке. Прибыв в Калифорнию, он встретил в испанской колонии Сан-Франциско прекрасную, юную, шестнадцатилетнюю дочь местного губернатора, но их стремительно развивавшийся роман был прерван необходимостью отъезда графа в Россию для получения разрешения на брак с католичкой. На обратном пути Резанов умер от простуды под Красноярском. Кончита ждала любимого тридцать пять лет, до тех пор, пока не получила достоверных сведений о его смерти, после чего дала обет молчания и удалилась в монастырь. Эта возвышенно-трагическая история любви вдохновила Андрея Вознесенского на создание поэмы "Авось", которая позднее была переработана автором в либретто оперы «Юнона и Авось».
Романсы Рахманинова по популярности соперничают с его фортепианными произведениями. Им создано около 80 романсов, большинство из которых написано на тексты русских поэтов-лириков второй половины 19 века и рубежа 20 века.
Романсы Рахманинова давно и прочно вошли в золотой фонд русской классики, соперничая по популярности с сочинениями для фортепиано. Именно в романсах – жемчужинах вокальной лирики – ярче всего проявился мелодический гений композитора: широкая распевность и выразительная «бесконечность» мелодии, чувственная экспрессия и яркость национального колорита. Примечательно, что за 25 лет творчества в России (до 1917-го года) Сергей Рахманинов написал более восьмидесяти романсов, за последующие четверть века за границей – не создал ни одного.
Романс «Сирень» на слова Е.А. Бекетовой – одна из драгоценнейших жемчужин рахманиновской лирики. Свежестью раннего весеннего утра веет от музыки этого романса. Кружевное плетение фортепиано рисует лёгкое колыхание душистых ветвей, мечтательно-задумчивая попевка вырастает в в распевную кантилену. Музыка этого романса отмечена исключительной естественностью и простотой, замечательным слиянием лирического чувства и образов природы.
Сирень
Романс «Здесь хорошо» на слова Г. Галиной также принадлежит к выдающимся образцам светло-созерцательных лирических произведений Рахманинова. Поэтичен в этом романсе образ русской природы - широкая мелодия вырастает, парит и истаивает... В сочетании с полнозвучной партией фортепиано она рождает в душе картины безбрежных русских далей, чувство тишины, умиротворения, покоя. В этом романсе с большой ясностью обнаруживается текучесть музыкального развития. Романс построен «на одном дыхании». Музыка романса отличается особой одухотворенностью и выразительностью.
Здесь хорошо
Совершенно особое место в вокальной лирике Рахманинова занимает знаменитый «Вокализ», написанный 21 сентября 1915 года и посвященный великой певице Антонине Неждановой - его первой исполнительнице. Певица вспоминала: "Репетируя со мной, он несколько раз тут же менял некоторые места, находя каждый раз какую-нибудь другую гармонию, новую модуляцию и нюансы". Вокализ замечателен своей свободно льющейся, широкой мелодией, выдержанной словно бы на одном дыхании и подчиняющей себе всё музыкальное развитие. Неторопливый и "бесконечный" характер развития мелодии говорит о связи "Вокализа" с русской протяжной песней или знаменных распевов - со свойственной им свободой метроритма, переменностью размера, отсутствием тактовых акцентов. Заметно и влияние бесконечной мелодии Баха и пластичности итальянского bel canto. Классическая ясность и стройность формы сочетаются с философской возвышенностью и глубиной. Музыка столь выразительна, столь содержательна, что композитор счел возможным отказаться от поэтического текста. "Вокализ" можно назвать русской "песней без слов". На фоне размеренных и спокойных аккордов рояля у сопрано льется задумчивая, немного грустная мелодия-песня.
В основу сюжета легла романтическая история любви русского путешественника Николая Резанова и дочери губернатора Сан-Франциско Марии Кончиты Аргуэльо де ля Консепсьон. По версии авторов, в 1806 году сорокадвухлетний граф Резанов предпринял морскую экспедицию с Аляски к берегам Калифорнии на кораблях "Юнона" и "Авось" с целью получения провианта для голодающих российских колоний в Америке. Прибыв в Калифорнию, он встретил в испанской колонии Сан-Франциско прекрасную, юную, шестнадцатилетнюю дочь местного губернатора, но их стремительно развивавшийся роман был прерван необходимостью отъезда графа в Россию для получения разрешения на брак с католичкой. На обратном пути Резанов умер от простуды под Красноярском. Кончита ждала любимого тридцать пять лет, до тех пор, пока не получила достоверных сведений о его смерти, после чего дала обет молчания и удалилась в монастырь. Эта возвышенно-трагическая история любви вдохновила Андрея Вознесенского на создание поэмы "Авось", которая позднее была переработана автором в либретто оперы «Юнона и Авось».
Аллилуйя возлюбленной паре!
Мы забыли, бранясь и пируя,
Для чего мы на землю попали -
Аллилуйя любви, аллилуйя!