Цитата В.А. Сухомлинского "Музыка-мугучий источник жизни.Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка" Что автор хотел сказать данной цитатой?
Дмитрий окончил Красноярское педагогическое училище имени А. М. Горького и Красноярский институт искусств по классу заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Е. К. Иофель[4] (ученицы М. Н. Риоли-Словцовой — супруги выдающегося русского тенора П. И. Словцова), ушедшей из жизни в один год со своим учеником. Дмитрий Хворостовский в течение творческой карьеры выступал со многими оркестрами: Нью-Йоркским филармоническим, Симфоническим Сан-Франциско, Роттердамским филармоническим и др. Он сотрудничал с выдающимися дирижёрами современности, среди которых были Бернард Хайтинк, Клаудио Аббадо, Майкл Тилсон Томас и др.
Творческий и артистический талант Хворостовского проявился на сцене не только как оперного певца, но и как концертирующего мастера исполнения произведений камерного, кантатного и ораториального жанров. В его камерном репертуаре были романсы русских и зарубежных композиторов (П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, А. Бородин, С. Рахманинов, А. Рубинштейн, М. Глинка, Г. Персел, М. Равель, Й. Брамс, А. Дюпарк и др.), барочные арии западноевропейских композиторов XVI—XVII веков, русские народные песни. Среди произведений кантатно-ораториального жанра, исполнявшихся певцом, — «Песни странствующего подмастерья» и «Песни об умерших детях» Г. Малера, «Сюита на слова Микеланджело» Д. Шостаковича, «Песни и пляски смерти» М. Мусоргского, «Отчалившая Русь» и «Петербург» Г. Свиридова.
Певец очень охотно обращался к патриотической теме — цикл «Песни военных лет». 9 мая 2005 года в Государственном Кремлёвском Дворце состоялся его концерт, посвящённый 60-летию Великой Победы, с участием хора Академии хорового искусства и Всемирного хора ЮНЕСКО, за которым последовал концертный тур по городам России с программой «Песни военных лет».
Квинтет ля мажор «Форель» для скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано Франц Шуберт создал в 1819 г. Наряду с до-минорным струнным квартетом, написанным годом позже, это произведение знаменует собою начало зрелого периода в творчестве композитора.
Создавал его Шуберт в один из наиболее счастливых периодов своей жизни. Вместе с певцом Михаэлем Фоглем он отправился в путешествие по родным краям исполнителя – по Верхней Австрии. Новые впечатления, разумеется, радовали Шуберта, но еще в большей степени обрадовал его тот факт, что в каждом доме, где хоть немного интересовались музыкальным искусством, находились рукописные копии его песен. Прежде Шуберту представлялось, что его творчество известно лишь в узком дружеском кругу – а оказалось, что он весьма популярный композитор.
Во время этого путешествия Шуберт и Фогль посетили небольшой верхнеавстрийский городок Штайр, где композитор познакомился с горячим поклонником своего творчества, богатым промышленником Сильвестром Паумгартнером. Особенно нравилась этому человеку песня «Форель», которую он готов был слушать бесконечно. Желая порадовать поклонника, Шуберт написал по возвращении в Вену пятичастный фортепианный квинтет, в одном из частей которого звучит мелодия его любимой песни.
Квинтет задумывался как «легкое» произведение для домашнего музицирования, и в какой-то степени он связан с дивертисментными традициями, которые предстают здесь в новом – романтизированном – варианте.
Подобно ранним камерно-инструментальным сочинениям, в Квинтете преобладает радостно-безмятежное настроение, но содержание становится более глубоким. Исходным «звеном» его создания стала песня, воплощающая восторг перед красотой природы, и это определило образный строй квинтета. Бодрость, кипучая энергия ощущается с первых же тактов первой части – мощного аккорда, взятого всеми инструментами, и «взлетающих» фортепианных арпеджио. На фоне напористых пассажей в фортепианной партии возникает у струнных благородная, напевная тема. В том «состязании», в которое вступают рояль и струнные, есть и оттенок юмора, и упоение жизнью, но есть и оттенок печали – в разработку вторгается минорный эпизод. Первой части с ее напористой энергией контрастирует спокойная вторая. В ней нет печали – светлая мечтательность царит здесь. Напевная, задумчивая мелодия, проводимая скрипкой и виолончелью, сменяется игривой, грациозной темой, возникающей в партии фортепиано. В третьей части живым и подвижным скерциозным разделам контрастирует медленный средний.
Четвертая часть, надо полагать, более всего пришлась по душе адресату – ведь именно здесь звучит мелодия его любимой песни, ставшая темой вариаций. Примечательно, как обращается Шуберт с собственной темой, учитывая особенности песенного жанра в одном случае и камерно-инструментального в другом: из песни позаимствована лишь мелодия первого куплета, ведь в песне логика музыкального развития во многом продиктована словом, поэтическим текстом, а в инструментальном произведении, где словесного текста нет, теме предстоит «жить своей жизнью» в соответствии с совершенно иными закономерностями тематического развития. От темы, предлагаемой для варьи
рования, требуется предельная лаконичность и ясность, чтобы она стала тем «основанием», на которому будут «выращиваться» разнообразные и богатые вариации. Мелодическая линия песни, взятая целиком, была бы самодостаточна, и вариации тогда казались бы «лишними», и потому Шуберт ограничивается первым куплетом. В четвертой части квинтета эта мелодия, излагаемая скрипкой, остается такой же наивной и простодушной, изящной и легкой, какой была она в песне, но приобретает более спокойное и изысканное, даже «благородное» сопровождение («журчание ручья» в фортепианных фигурациях, которое имело место в песне, здесь заменяется более статичным аккомпанементом), чтобы затем подвергнуться многочисленным изменениям в пяти вариациях. В первой из них тема переходит в партию фортепиано, а струнные «оплетают» ее изысканными «кружевами» и трелями. Затем в этих «украшениях» появляется триольность, а фортепиано и низкие струнные проводят тему в имитации. В дальнейшем структурные очертания темы сохраняются, остаются узнаваемыми даже отдельные мелодические фразы, но в целом тема «теряется» в «россыпи» фортепианных пассажей и четких ритмических фигурациях струнных. Наибольшим драматизмом отличается следующая вариация, в которой «тяжелым» туттийным аккордам всех инструментов отвечают мажорные изящные «реплики» скрипки, но завершается этот диалог все-таки в миноре. Успокоение наступает в последующем вариационном развитии – с изысканными пунктирными фигурами и напевным мелодическим развитием у виолончели. В заключении части тема проводится в облике, близком к первоначальному ее виду.
Представление о красоте природы неразрывно связано с идеализацией патриархального быта, и эта образная сфера воплощена в пятой части квартета, напоминающей крестьянский танец, который Шуберт вполне мог наблюдать во время путешествия
Дмитрий Хворостовский
Дмитрий окончил Красноярское педагогическое училище имени А. М. Горького и Красноярский институт искусств по классу заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Е. К. Иофель[4] (ученицы М. Н. Риоли-Словцовой — супруги выдающегося русского тенора П. И. Словцова), ушедшей из жизни в один год со своим учеником. Дмитрий Хворостовский в течение творческой карьеры выступал со многими оркестрами: Нью-Йоркским филармоническим, Симфоническим Сан-Франциско, Роттердамским филармоническим и др. Он сотрудничал с выдающимися дирижёрами современности, среди которых были Бернард Хайтинк, Клаудио Аббадо, Майкл Тилсон Томас и др.
Творческий и артистический талант Хворостовского проявился на сцене не только как оперного певца, но и как концертирующего мастера исполнения произведений камерного, кантатного и ораториального жанров. В его камерном репертуаре были романсы русских и зарубежных композиторов (П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, А. Бородин, С. Рахманинов, А. Рубинштейн, М. Глинка, Г. Персел, М. Равель, Й. Брамс, А. Дюпарк и др.), барочные арии западноевропейских композиторов XVI—XVII веков, русские народные песни. Среди произведений кантатно-ораториального жанра, исполнявшихся певцом, — «Песни странствующего подмастерья» и «Песни об умерших детях» Г. Малера, «Сюита на слова Микеланджело» Д. Шостаковича, «Песни и пляски смерти» М. Мусоргского, «Отчалившая Русь» и «Петербург» Г. Свиридова.
Певец очень охотно обращался к патриотической теме — цикл «Песни военных лет». 9 мая 2005 года в Государственном Кремлёвском Дворце состоялся его концерт, посвящённый 60-летию Великой Победы, с участием хора Академии хорового искусства и Всемирного хора ЮНЕСКО, за которым последовал концертный тур по городам России с программой «Песни военных лет».
ЭТО ПОДРОБНЫЙ ОТВЕТ, возьми часть
Квинтет ля мажор «Форель» для скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано Франц Шуберт создал в 1819 г. Наряду с до-минорным струнным квартетом, написанным годом позже, это произведение знаменует собою начало зрелого периода в творчестве композитора.
Создавал его Шуберт в один из наиболее счастливых периодов своей жизни. Вместе с певцом Михаэлем Фоглем он отправился в путешествие по родным краям исполнителя – по Верхней Австрии. Новые впечатления, разумеется, радовали Шуберта, но еще в большей степени обрадовал его тот факт, что в каждом доме, где хоть немного интересовались музыкальным искусством, находились рукописные копии его песен. Прежде Шуберту представлялось, что его творчество известно лишь в узком дружеском кругу – а оказалось, что он весьма популярный композитор.
Во время этого путешествия Шуберт и Фогль посетили небольшой верхнеавстрийский городок Штайр, где композитор познакомился с горячим поклонником своего творчества, богатым промышленником Сильвестром Паумгартнером. Особенно нравилась этому человеку песня «Форель», которую он готов был слушать бесконечно. Желая порадовать поклонника, Шуберт написал по возвращении в Вену пятичастный фортепианный квинтет, в одном из частей которого звучит мелодия его любимой песни.
Квинтет задумывался как «легкое» произведение для домашнего музицирования, и в какой-то степени он связан с дивертисментными традициями, которые предстают здесь в новом – романтизированном – варианте.
Подобно ранним камерно-инструментальным сочинениям, в Квинтете преобладает радостно-безмятежное настроение, но содержание становится более глубоким. Исходным «звеном» его создания стала песня, воплощающая восторг перед красотой природы, и это определило образный строй квинтета. Бодрость, кипучая энергия ощущается с первых же тактов первой части – мощного аккорда, взятого всеми инструментами, и «взлетающих» фортепианных арпеджио. На фоне напористых пассажей в фортепианной партии возникает у струнных благородная, напевная тема. В том «состязании», в которое вступают рояль и струнные, есть и оттенок юмора, и упоение жизнью, но есть и оттенок печали – в разработку вторгается минорный эпизод. Первой части с ее напористой энергией контрастирует спокойная вторая. В ней нет печали – светлая мечтательность царит здесь. Напевная, задумчивая мелодия, проводимая скрипкой и виолончелью, сменяется игривой, грациозной темой, возникающей в партии фортепиано. В третьей части живым и подвижным скерциозным разделам контрастирует медленный средний.
Четвертая часть, надо полагать, более всего пришлась по душе адресату – ведь именно здесь звучит мелодия его любимой песни, ставшая темой вариаций. Примечательно, как обращается Шуберт с собственной темой, учитывая особенности песенного жанра в одном случае и камерно-инструментального в другом: из песни позаимствована лишь мелодия первого куплета, ведь в песне логика музыкального развития во многом продиктована словом, поэтическим текстом, а в инструментальном произведении, где словесного текста нет, теме предстоит «жить своей жизнью» в соответствии с совершенно иными закономерностями тематического развития. От темы, предлагаемой для варьи
рования, требуется предельная лаконичность и ясность, чтобы она стала тем «основанием», на которому будут «выращиваться» разнообразные и богатые вариации. Мелодическая линия песни, взятая целиком, была бы самодостаточна, и вариации тогда казались бы «лишними», и потому Шуберт ограничивается первым куплетом. В четвертой части квинтета эта мелодия, излагаемая скрипкой, остается такой же наивной и простодушной, изящной и легкой, какой была она в песне, но приобретает более спокойное и изысканное, даже «благородное» сопровождение («журчание ручья» в фортепианных фигурациях, которое имело место в песне, здесь заменяется более статичным аккомпанементом), чтобы затем подвергнуться многочисленным изменениям в пяти вариациях. В первой из них тема переходит в партию фортепиано, а струнные «оплетают» ее изысканными «кружевами» и трелями. Затем в этих «украшениях» появляется триольность, а фортепиано и низкие струнные проводят тему в имитации. В дальнейшем структурные очертания темы сохраняются, остаются узнаваемыми даже отдельные мелодические фразы, но в целом тема «теряется» в «россыпи» фортепианных пассажей и четких ритмических фигурациях струнных. Наибольшим драматизмом отличается следующая вариация, в которой «тяжелым» туттийным аккордам всех инструментов отвечают мажорные изящные «реплики» скрипки, но завершается этот диалог все-таки в миноре. Успокоение наступает в последующем вариационном развитии – с изысканными пунктирными фигурами и напевным мелодическим развитием у виолончели. В заключении части тема проводится в облике, близком к первоначальному ее виду.
Представление о красоте природы неразрывно связано с идеализацией патриархального быта, и эта образная сфера воплощена в пятой части квартета, напоминающей крестьянский танец, который Шуберт вполне мог наблюдать во время путешествия