Камерно-инструментальное творчество Бородина невелико по объёму, как и романсное. Однако и ему композитор придавал немалое значение. «Я глубоко убеждён, - писал он в период работы над первым квартетом, - что камерная музыка представляет одно из самых могучих средств для развития музыкального вкуса и понимания».
Для самого Бородина камерные инструментальные пьесы и ансамбли в годы юности явились хорошей школой, в которой вырабатывались его музыкальный стиль и композиторская техника. Занятия камерной музыкой отвечали интересам Бородина к классическим музыкальным жанрам и формам. Вернувшись к этой области музыки в зрелом периоде, он создал произведения, которые стоят в одном ряду с лучшими образцами его творчества. Таковы, прежде всего его два квартета и «Маленькая сюита» для фортепиано.
Жемчужиной русской камерной классики XIX в. является Квартет № 2 Александра Порфирьевича Бородина - вдохновенное лирическое высказывание. Чувства, выраженные музыкой, поражают чистотой и возвышенностью. Лирике Бородина, при её мягкости и задушевности, свойствен светлый, жизнерадостный колорит. Квартет посвящён жене композитора – чуткому и отзывчивому другу прекрасной пианистке - Екатерине Сергеевне Бородиной.
Итак… В центре сцены стоит четыре пюпитра и четыре стула для музыкантов.
Два скрипача сели рядом. Против первой скрипки - альтист, против второй - виолончелист. Пробуют, проверяют в последний раз перед началом свои инструменты.
Итак, перед нами квартет. Это нам уже понятно. Но вот дальше уже начинается непонятное. Произведение, которое они будут исполнять, тоже называется «Квартет». Просто квартет и ничего больше. Значит, название и на этот раз нам не Даже если я скажу, что будет исполнен Второй квартет композитора Бородина, яснее вам от этого не станет. Снова придётся слушать так же, как прелюдии Шопена, не зная, о чём будет рассказывать музыка. Впрочем, погодите...
Заглянув в программу концерта, мы увидим, что квартет состоит из четырёх частей. Первая часть никак не называется. Вместо названия стоит просто указание темпа - аллегро модерато, то есть не особенно быстро. Вторая часть называется «скерцо», третья - «ноктюрн», четвертая - снова без названия. Обычно называют последнюю часть финалом.
«Скерцо»- это значит «шутка», а «ноктюрном» называется произведение, музыка которого создаёт образы ночи, «ночная музыка». Вот видите,- значит, всё-таки хотя бы о двух частях мы с вами что-то знаем. Смотрите, музыканты подняли смычки. Начинается Второй квартет Бородина.
...Мягко запела виолончель. Сколько обаяния, сколько изящества в этой песенной, полной грациозного движения мелодии! Бережно, любовно приняла от виолончели эту мелодию скрипка, и музыка зазвучала светло и прозрачно. Затем снова, но уже низким, бархатным голосом её пропела виолончель и опять подхватила, понесла по залу звонкая скрипка. Голоса скрипки и виолончели пока ещё нигде не сливаются, они, словно соревнуются друг с другом, кто красивее разовьёт, распоёт эту мелодию. И трудно отдать кому-то предпочтение: каждый голос хорош по-своему. Вторая скрипка и альт аккомпанируют - мягко вплетают свои голоса, словно боятся каким-то неосторожно взятым звуком нарушить очарование пленительной мелодии. Это первая тема, первый музыкальный образ квартета.
Вторую тему начинает скрипка. Музыка более живая, чуть кокетливая, словно украшенная изящными орнаментами. Эта тема так же песенна, как и первая. Та же мелодичность, то же обаяние. Вся музыка первой части наполнена ласковой радостью, светом. То одну, то другую тему поют голоса скрипок, альта, виолончели. Они звучат по отдельности, сливаются в дуэте, в трио... Но вот последний раз скрипка и виолончель пропели вторую тему - и вступает альт. Он как бы останавливает это грациозное движение музыки. Тема альта - словно сказанная кем-то фраза. Не спетая, а именно сказанная. Ещё раз промелькнули кусочки, отрывочки первой темы... и всё кончилось. Удивительно жалко расставаться с этой прелестной музыкой!
Но начинается вторая часть, и мы уже в плену у новых музыкальных образов. Музыка шутливая, однако такая же изящная и нежная, как в первой части. Шаловливо, словно подтанцовывая, бежит лёгкая живая мелодия. Ведёт первая скрипка, остальные инструменты вплетают в этот лёгкий бег свои голоса.
Новый образ - чудесный вальс. Гибкая мелодия словно покачивается на волнах аккомпанемента, она движется более медленно, более плавно, чем первая. А первая, кажется, снова начинает свой шаловливый бег. Так и есть, мы снова слышим первую тему, первую мелодию скерцо.
Скерцо - шутка. И действительно, вся музыка этой части – это милая и добрая шутка, светлая, радостная шалость. Так радуются и шутят только очень юные, очень чистые и хорошие люди. Исполнители опустили смычки, скерцо кончилось.
На пиру молодой гусляр Садко укоряет богатых новгородских купцов за то, что не хотят они покидать насиженных мест и поехать в далёкие моря и неведомые страны. Упрёки Садко не по нраву именитым купцам. «Зелен нас учить, молод нас корить!». С угрозами изгоняют они Садко с пира.
Садко уходит к Ильмень-озеру. На берегу садится на белгорюч камень. Играя на гусельках яровчатых, запевает грустную песню. На озере появляется стая белых лебедей и серых уток; неожиданно они превращаются в красных девиц. Среди них - прекрасная Волхова, дочь Морского Царя. Очарованный красотой Морской Царевны, Садко до утра поёт ей песни, рассказывает о своих думах. На рассвете Волхова покидает Садко, пообещав ему волшебный подарок - три рыбки - «золото перо». «Закинешь сеть, поймаешь их, богат ты будешь и счастлив, объедешь синие моря, увидишь дальние края». В раздумье возвращается Садко домой, где всю ночь напрасно ожидала его жена - Любава Буслаевна.
На пристани, у Ильмень-озера, Садко предлагает настоятелям новгородским биться об заклад: если сети вытащат из вод Ильмень-озера три рыбки - «золото перо», настоятели отдадут ему все лавки с товарами; если же не окажется рыбок - купцы вольны снять голову с плеч Садко.
Купцы согласны. Сеть закинута - и когда её вытаскивают, то Садко вынимает из неё три рыбки - «золото перо». Молодой гусляр великодушно оставляет купцам их лавки: он и без того стал богат - вся рыба в неводе превратилась на глазах изумлённой толпы в золотые слитки.
Садко снаряжает на это золото корабли с товарами, собирает «дружину хоробрую» и отправляется в дальние странствия.
Много лет плавал Садко по морям-океанам. Но вот его корабль остановлен среди моря какой-то враждебной силой. Это Морской Царь требует выкупа. Дружина бросает в море бочки с золотом, серебром и скатным жемчугом. Но, несмотря на уплату богатой дани, «все корабли, что соколы плывут, а Сокол-то корабль один на море стоит». Догадывается Садко, что Морской Царь требует иной дани - самого Садко.
Молодой гусляр спускается на дно морское. Грозно встречает гостя Морской Царь. Но стоило запеть Садко - и Царь смягчил свой гнев.
Покорённый искусством Садко, он решает женить его на младшей дочери - прекрасной Волхове. Всё подводное царство собирается на свадебный пир. После обряда величания начинается общее веселье. От бешеной пляски поднимается буря на море - тонут корабли, гибнут люди. В разгар пляски появляется Старчище - Могуч Богатырь. Он выбивает гусли из рук Садко - и пляска сразу обрывается. Старчище лишает Царя Морского власти над водной стихией, а Садко и Волхове приказывает подняться на землю.
Заключительная картина - на берегу Ильмень-озера. Волхова поёт прощальную колыбельную песню над спящим Садко и, рассеиваясь туманом, превращается в реку. Очнувшись от волшебных чар, Садко радостно приветствует Любаву и новгородцев. Все с изумлением и восторгом смотрят на новую широкую Волхову-реку у стен своего города. Торжественными возгласами толпы «Морю синему слава! Волхове-реке слава!» заканчивается опера.
Александр Бородин. Квартет № 2
Камерно-инструментальное творчество Бородина невелико по объёму, как и романсное. Однако и ему композитор придавал немалое значение. «Я глубоко убеждён, - писал он в период работы над первым квартетом, - что камерная музыка представляет одно из самых могучих средств для развития музыкального вкуса и понимания».
Для самого Бородина камерные инструментальные пьесы и ансамбли в годы юности явились хорошей школой, в которой вырабатывались его музыкальный стиль и композиторская техника. Занятия камерной музыкой отвечали интересам Бородина к классическим музыкальным жанрам и формам. Вернувшись к этой области музыки в зрелом периоде, он создал произведения, которые стоят в одном ряду с лучшими образцами его творчества. Таковы, прежде всего его два квартета и «Маленькая сюита» для фортепиано.
Жемчужиной русской камерной классики XIX в. является Квартет № 2 Александра Порфирьевича Бородина - вдохновенное лирическое высказывание. Чувства, выраженные музыкой, поражают чистотой и возвышенностью. Лирике Бородина, при её мягкости и задушевности, свойствен светлый, жизнерадостный колорит. Квартет посвящён жене композитора – чуткому и отзывчивому другу прекрасной пианистке - Екатерине Сергеевне Бородиной.
Итак… В центре сцены стоит четыре пюпитра и четыре стула для музыкантов.
Два скрипача сели рядом. Против первой скрипки - альтист, против второй - виолончелист. Пробуют, проверяют в последний раз перед началом свои инструменты.
Итак, перед нами квартет. Это нам уже понятно. Но вот дальше уже начинается непонятное. Произведение, которое они будут исполнять, тоже называется «Квартет». Просто квартет и ничего больше. Значит, название и на этот раз нам не Даже если я скажу, что будет исполнен Второй квартет композитора Бородина, яснее вам от этого не станет. Снова придётся слушать так же, как прелюдии Шопена, не зная, о чём будет рассказывать музыка. Впрочем, погодите...
Заглянув в программу концерта, мы увидим, что квартет состоит из четырёх частей. Первая часть никак не называется. Вместо названия стоит просто указание темпа - аллегро модерато, то есть не особенно быстро. Вторая часть называется «скерцо», третья - «ноктюрн», четвертая - снова без названия. Обычно называют последнюю часть финалом.
«Скерцо»- это значит «шутка», а «ноктюрном» называется произведение, музыка которого создаёт образы ночи, «ночная музыка». Вот видите,- значит, всё-таки хотя бы о двух частях мы с вами что-то знаем. Смотрите, музыканты подняли смычки. Начинается Второй квартет Бородина.
...Мягко запела виолончель. Сколько обаяния, сколько изящества в этой песенной, полной грациозного движения мелодии! Бережно, любовно приняла от виолончели эту мелодию скрипка, и музыка зазвучала светло и прозрачно. Затем снова, но уже низким, бархатным голосом её пропела виолончель и опять подхватила, понесла по залу звонкая скрипка. Голоса скрипки и виолончели пока ещё нигде не сливаются, они, словно соревнуются друг с другом, кто красивее разовьёт, распоёт эту мелодию. И трудно отдать кому-то предпочтение: каждый голос хорош по-своему. Вторая скрипка и альт аккомпанируют - мягко вплетают свои голоса, словно боятся каким-то неосторожно взятым звуком нарушить очарование пленительной мелодии. Это первая тема, первый музыкальный образ квартета.
Вторую тему начинает скрипка. Музыка более живая, чуть кокетливая, словно украшенная изящными орнаментами. Эта тема так же песенна, как и первая. Та же мелодичность, то же обаяние. Вся музыка первой части наполнена ласковой радостью, светом. То одну, то другую тему поют голоса скрипок, альта, виолончели. Они звучат по отдельности, сливаются в дуэте, в трио... Но вот последний раз скрипка и виолончель пропели вторую тему - и вступает альт. Он как бы останавливает это грациозное движение музыки. Тема альта - словно сказанная кем-то фраза. Не спетая, а именно сказанная. Ещё раз промелькнули кусочки, отрывочки первой темы... и всё кончилось. Удивительно жалко расставаться с этой прелестной музыкой!
Но начинается вторая часть, и мы уже в плену у новых музыкальных образов. Музыка шутливая, однако такая же изящная и нежная, как в первой части. Шаловливо, словно подтанцовывая, бежит лёгкая живая мелодия. Ведёт первая скрипка, остальные инструменты вплетают в этот лёгкий бег свои голоса.
Новый образ - чудесный вальс. Гибкая мелодия словно покачивается на волнах аккомпанемента, она движется более медленно, более плавно, чем первая. А первая, кажется, снова начинает свой шаловливый бег. Так и есть, мы снова слышим первую тему, первую мелодию скерцо.
Скерцо - шутка. И действительно, вся музыка этой части – это милая и добрая шутка, светлая, радостная шалость. Так радуются и шутят только очень юные, очень чистые и хорошие люди. Исполнители опустили смычки, скерцо кончилось.
Краткое содержание оперы
На пиру молодой гусляр Садко укоряет богатых новгородских купцов за то, что не хотят они покидать насиженных мест и поехать в далёкие моря и неведомые страны. Упрёки Садко не по нраву именитым купцам. «Зелен нас учить, молод нас корить!». С угрозами изгоняют они Садко с пира.
Садко уходит к Ильмень-озеру. На берегу садится на белгорюч камень. Играя на гусельках яровчатых, запевает грустную песню. На озере появляется стая белых лебедей и серых уток; неожиданно они превращаются в красных девиц. Среди них - прекрасная Волхова, дочь Морского Царя. Очарованный красотой Морской Царевны, Садко до утра поёт ей песни, рассказывает о своих думах. На рассвете Волхова покидает Садко, пообещав ему волшебный подарок - три рыбки - «золото перо». «Закинешь сеть, поймаешь их, богат ты будешь и счастлив, объедешь синие моря, увидишь дальние края». В раздумье возвращается Садко домой, где всю ночь напрасно ожидала его жена - Любава Буслаевна.
На пристани, у Ильмень-озера, Садко предлагает настоятелям новгородским биться об заклад: если сети вытащат из вод Ильмень-озера три рыбки - «золото перо», настоятели отдадут ему все лавки с товарами; если же не окажется рыбок - купцы вольны снять голову с плеч Садко.
Купцы согласны. Сеть закинута - и когда её вытаскивают, то Садко вынимает из неё три рыбки - «золото перо». Молодой гусляр великодушно оставляет купцам их лавки: он и без того стал богат - вся рыба в неводе превратилась на глазах изумлённой толпы в золотые слитки.
Садко снаряжает на это золото корабли с товарами, собирает «дружину хоробрую» и отправляется в дальние странствия.
Много лет плавал Садко по морям-океанам. Но вот его корабль остановлен среди моря какой-то враждебной силой. Это Морской Царь требует выкупа. Дружина бросает в море бочки с золотом, серебром и скатным жемчугом. Но, несмотря на уплату богатой дани, «все корабли, что соколы плывут, а Сокол-то корабль один на море стоит». Догадывается Садко, что Морской Царь требует иной дани - самого Садко.
Молодой гусляр спускается на дно морское. Грозно встречает гостя Морской Царь. Но стоило запеть Садко - и Царь смягчил свой гнев.
Покорённый искусством Садко, он решает женить его на младшей дочери - прекрасной Волхове. Всё подводное царство собирается на свадебный пир. После обряда величания начинается общее веселье. От бешеной пляски поднимается буря на море - тонут корабли, гибнут люди. В разгар пляски появляется Старчище - Могуч Богатырь. Он выбивает гусли из рук Садко - и пляска сразу обрывается. Старчище лишает Царя Морского власти над водной стихией, а Садко и Волхове приказывает подняться на землю.
Заключительная картина - на берегу Ильмень-озера. Волхова поёт прощальную колыбельную песню над спящим Садко и, рассеиваясь туманом, превращается в реку. Очнувшись от волшебных чар, Садко радостно приветствует Любаву и новгородцев. Все с изумлением и восторгом смотрят на новую широкую Волхову-реку у стен своего города. Торжественными возгласами толпы «Морю синему слава! Волхове-реке слава!» заканчивается опера.