Шуберт прожил всего 31 год. Он умер в 1828 году в расцвете творческих сил, по видимости, от тифа. Но при жизни он не был признан по-настоящему великим композитором. Да, он прославился своими песнями, но весь немецкий мир знал и любил его именно и только как песенника. А это было совсем не тоже самое что "великий композитор", то есть автор монументальных симфоний, опер, ораторий. "Великим" был в глазах венцев и всей Германии Бетховен, который умер за год до Шуберта, т.е. был его старшим современником. Слава Бетховена затмила при жизни скромного Шуберта, при том что его камерная и симфоническая музыка в лучших своих образцах ничем не уступают Бетховену. Более того, Шуберт - единственный немецкий композитор первой половины 19 в., который сумел преодолеть "вес" бетховенского влияния в области симфонии. Все другие музыканты этого периода, даже крупнейшие (Вебер, Шуман, Мендельсон...), хоть и писали симфонии, но не смогли создать ничего сопоставимого с Бетховеном. А некоторые (в первую очередь Шопен) вовсе отказались от симфонического жанра.
Другое дело Шуберт. Он не просто создал замечательные симфонии. Он сумел создать симфонии совершенно, качественно иного типа, чем бетховенские, тем самым открыв новые пути развития симфонии - теперь уже романтической симфонии. Всего у Шуберта две большие зрелые симфонии : "Неоконченная" и еще одна - огромная симфония, получившая прозвище "Большая" (они обычно упоминаются под N°8 и 9).
В юности Шуберт написал еще 6 симфоний (7-й симфонии не существует), которые содержат много прекрасных страниц, но все же вторичны по отношению к симфониям Моцарта и Бетховена.
Итого, в наличии два гениальнейших произведения. Вот только повлиять на современников этим произведениям не было суждено... Потому что их просто никто не исполнял при жизни жизни Шуберта. Композитор так и умер, ни разу их не услышав. А после его смерти их и след пропал. "Неоконченная" симфония была обнаружена и исполнена в 1865 году, через почти полвека после смерти автора. А 9-я - "Большая" - была найдена Шуманом и сыграна впервые в 1839-м.
В двух словах о том, почему симфония "Неоконченная". Дело в том, что, как мы уже знаем, "нормальная" симфония должна быть четырехчастной. Но эта симфония содержит только две. Существуют наброски продолжения. Но, по распространенной версии, видимо, Шуберт счел все необходимое сказанным в двух готовых частях и бросил сочинять остальное. Это объяснение мне кажется достаточно правдоподобным, так как в двухчастном виде эта симфония имеет действительно вполне завершенный вид. И вправду, нечего добавить.
О Неоконченной симфонии можно говорить очень долго (и интересно). Это одно из самых прекрасных музыкальных произведений когда-либо созданных человеком. Скажу пока лишь несколько слов. Во-первых, обратите внимание на песенность музыкального материала. О роли песенности в инструментальной музыке Шуберта мы говорили в раз. В "Неоконченной" - это начало проявляется с большой силой и ясностью. Во-вторых, сравните общий образный строй этой симфонии с симфониями Бетховена. У Шуберта совершенно иная атмосфера. Шубертовский лирический герой - не мощная, волевая бетховенская личность, твердо стоящая на ногах, борющаяся, становящаяся. Герой Шуберта - глубоко и тонко переживающий, одинокий странник. Неустроенность мира, тревожность бытия - вот основной фон его существования. Эти черты особенно ярко проявляются в первой части.
Шуберт прожил всего 31 год. Он умер в 1828 году в расцвете творческих сил, по видимости, от тифа. Но при жизни он не был признан по-настоящему великим композитором. Да, он прославился своими песнями, но весь немецкий мир знал и любил его именно и только как песенника. А это было совсем не тоже самое что "великий композитор", то есть автор монументальных симфоний, опер, ораторий. "Великим" был в глазах венцев и всей Германии Бетховен, который умер за год до Шуберта, т.е. был его старшим современником. Слава Бетховена затмила при жизни скромного Шуберта, при том что его камерная и симфоническая музыка в лучших своих образцах ничем не уступают Бетховену. Более того, Шуберт - единственный немецкий композитор первой половины 19 в., который сумел преодолеть "вес" бетховенского влияния в области симфонии. Все другие музыканты этого периода, даже крупнейшие (Вебер, Шуман, Мендельсон...), хоть и писали симфонии, но не смогли создать ничего сопоставимого с Бетховеном. А некоторые (в первую очередь Шопен) вовсе отказались от симфонического жанра.
Другое дело Шуберт. Он не просто создал замечательные симфонии. Он сумел создать симфонии совершенно, качественно иного типа, чем бетховенские, тем самым открыв новые пути развития симфонии - теперь уже романтической симфонии. Всего у Шуберта две большие зрелые симфонии : "Неоконченная" и еще одна - огромная симфония, получившая прозвище "Большая" (они обычно упоминаются под N°8 и 9).
В юности Шуберт написал еще 6 симфоний (7-й симфонии не существует), которые содержат много прекрасных страниц, но все же вторичны по отношению к симфониям Моцарта и Бетховена.
Итого, в наличии два гениальнейших произведения. Вот только повлиять на современников этим произведениям не было суждено... Потому что их просто никто не исполнял при жизни жизни Шуберта. Композитор так и умер, ни разу их не услышав. А после его смерти их и след пропал. "Неоконченная" симфония была обнаружена и исполнена в 1865 году, через почти полвека после смерти автора. А 9-я - "Большая" - была найдена Шуманом и сыграна впервые в 1839-м.
В двух словах о том, почему симфония "Неоконченная". Дело в том, что, как мы уже знаем, "нормальная" симфония должна быть четырехчастной. Но эта симфония содержит только две. Существуют наброски продолжения. Но, по распространенной версии, видимо, Шуберт счел все необходимое сказанным в двух готовых частях и бросил сочинять остальное. Это объяснение мне кажется достаточно правдоподобным, так как в двухчастном виде эта симфония имеет действительно вполне завершенный вид. И вправду, нечего добавить.
О Неоконченной симфонии можно говорить очень долго (и интересно). Это одно из самых прекрасных музыкальных произведений когда-либо созданных человеком. Скажу пока лишь несколько слов. Во-первых, обратите внимание на песенность музыкального материала. О роли песенности в инструментальной музыке Шуберта мы говорили в раз. В "Неоконченной" - это начало проявляется с большой силой и ясностью. Во-вторых, сравните общий образный строй этой симфонии с симфониями Бетховена. У Шуберта совершенно иная атмосфера. Шубертовский лирический герой - не мощная, волевая бетховенская личность, твердо стоящая на ногах, борющаяся, становящаяся. Герой Шуберта - глубоко и тонко переживающий, одинокий странник. Неустроенность мира, тревожность бытия - вот основной фон его существования. Эти черты особенно ярко проявляются в первой части.