Все мы знаем, что солнце – главное небесное светило, которое дает тепло, свет и жизнь. Во все времена его почитали. В его образе с древних пор представляли различных богов. Слишком много света и солнца не бывает ни в людских сердцах, ни в жизни, ни на полотнах.
Например, если мы обратимся к творчеству Винсента Ван Гога, то заметим, что цвет – это его большая страсть. Экспрессия, искрящийся, чистый солнечный свет, который заливает все вокруг и проникает в самую сущность окружающего мира, является для него целью жизни. Чтобы найти максимальный свет, художник даже переселялся на юг Франции. Это привело к нахождению самого солнечного образа в природе – подсолнуха. Этюды Ван Гога уже много десятилетий дарят удивительный свет почитателям его творчества. Автор называл эти произведения «симфонией синего и желтого» .
Еще хочется отметить картину В. Цыплакова «Мороз и солнце» . Когда я ее увидел, она меня очень впечатлила. Название картины повторяет начало стихотворения известного русского поэта А. С. Пушкина «Зимнее утро» . Да и само описание зимнего пейзажа в стихотворении прекрасно характеризует то, что на полотне запечатлел художник. На картине все просто: крестьянин на санях, в которые запряжена темная лошадь, едет в деревню. Возможно, он ездил за дровами в лес или был в городе, а может – в соседнем селе. Дорога на картине угадывается лишь по синеватым теням. Слева – деревенские дома, на заднем плане – просторы заснеженных полей. Хотя предметов на картине немного, но мы видим, что это зимний солнечный день. Снег искрится на солнце так, что глазам даже больно смотреть. Художник при солнца передает здесь очень морозный день. Русская зимняя природа благодаря этому кажется величественной. Картина наполнена солнцем и светом. Но это лишь один из примеров…
Также очень часто в живописи используется образ огня. Огонь является одной из основных стихий, символом Бога и Духа, торжества жизни и света над смертью и мраком, всеобщего очищения. Огонь – это антипод воды. На картинах он присутствует в полной мере. Это поистине мистико-философский символ. Если обратиться к древнегреческим мифам, то мы видим, что огонь – первоисточник всего сущего, символ познания и движения. В нашем сознании этот образ также связан с адскими муками. Этот мир опустошения и страстей, порочной добродетели и добродетельного порока мы можем увидеть в картинах, например, Э. Шклярского, а также у многих известных классических художников.
Если взять во внимание современное художественное искусство, то ярким примером образа огня в живописи можно назвать его выставку картин «Огонь, иди со мной» . Все произведения здесь посвящены пламенной сущности красного цвета. При этом качество поверхности холста благодаря масляной живописи становится «зеркальным» . Это заставляет не просто пассивно наблюдать, а находить интерпретации собственному восприятию.
Итак, образы огня и солнца в живописи были и остаются вечными, а символика их очень богата. Поэтому художники всех времен не обходили эту тему стороной.
G-dur, 1♯; g-moll, 2♭.
№1.
Мажор натурального вида - звукоряд от тоники до тоники с учетом знаков альтерации.G-dur нат.: соль-ля-си-до-ре-ми-фа♯-соль
Мажор гармонического вида отличается от гаммы натурального вида VI пониженной ступенью:G-dur гарм.: соль-ля-си-до-ре-ми♭-фа♯-соль
Мажор мелодического вида вверх исполняется как натуральный мажор, а при движении вниз понижаются VI и VII ступени:G-dur мелод. ↑: соль-ля-си-до-ре-ми-фа♯-соль
G-dur мелод. ↓: соль-фа♮-ми♭-ре-до-си-ля-соль
Натуральный минор - гамма от тоники до тоники со знаками при ключе:g-moll нат.: соль-ля-си♭-до-ре-ми♭-фа-соль
Гармонический минор отличается от натурального VII повышенной ступенью:g-moll гарм.: соль-ля-си♭-до-ре-ми♭-фа♯-соль
В мелодическом миноре при движении вверх повышаются VI и VII ступени, а при движении вверх звучит натуральный минор:g-moll мелод. ↑: соль-ля-си♭-до-ре-ми♮-фа♯-соль♯
g-moll мелод. ↓: соль-фа♮-ми♭-ре-до-си♭-ля-соль
№2.
В мажорной хроматической гамме при движении вверх повышаются все ступени, кроме III и VI; при движении вниз понижаются все ступени, кроме I и V:G-dur(хром.)↑: соль-соль♯-ля-ля♯-си-до-до♯-ре-ре♯-ми-фа♮-фа♯-соль
G-dur(хром.)↓: соль-фа♯-фа♮-ми-ми♭-ре-до♯-до♮-си-си♭-ля-ля♭-соль
В минорной хроматической гамме при движении вверх повышаются все ступени, кроме I и V;при движении вниз понижаются все ступени, кроме I и V.
g-moll(хром.)↑: соль-ля♭-ля♮-си♭-си♮-до-до♯-ре-ми♭-ми♮-фа-фа♯-соль
g-moll(хром.)↓: соль-фа♯-фа♮-ми♮-ми♭-ре-до♯-до♮-си♮-си♭-ля-ля♭-соль
№3.
Альтерация - это повышение или понижение при знаков альтерации неустойчивых ступеней для более сильного тяготения их в устойчивые.
Альтерированные ступени:
В мажоре: при движении вверх - II⁺, IV⁺; при движении вниз - VI⁻, II⁻.G-dur(альт.)↑: соль-ля-ля♯-си-до-до♯-ре-ми-фа-соль
G-dur(альт.)↓: соль-фа♯-ми-ми♭-ре-до-си-ля-ля♭-соль
В миноре: при движении вверх - IV⁺, VII⁺; при движении вниз - IV⁻, II⁻.g-moll(альт.)↑: соль-ля-си♭-до-до♯-ре-ми♭-фа-фа♯-соль
g-moll(альт.)↓: соль-фа-ми♭-ре-до-до♭-си♭-ля-ля♭-соль
Например, если мы обратимся к творчеству Винсента Ван Гога, то заметим, что цвет – это его большая страсть. Экспрессия, искрящийся, чистый солнечный свет, который заливает все вокруг и проникает в самую сущность окружающего мира, является для него целью жизни. Чтобы найти максимальный свет, художник даже переселялся на юг Франции. Это привело к нахождению самого солнечного образа в природе – подсолнуха. Этюды Ван Гога уже много десятилетий дарят удивительный свет почитателям его творчества. Автор называл эти произведения «симфонией синего и желтого» .
Еще хочется отметить картину В. Цыплакова «Мороз и солнце» . Когда я ее увидел, она меня очень впечатлила. Название картины повторяет начало стихотворения известного русского поэта А. С. Пушкина «Зимнее утро» . Да и само описание зимнего пейзажа в стихотворении прекрасно характеризует то, что на полотне запечатлел художник. На картине все просто: крестьянин на санях, в которые запряжена темная лошадь, едет в деревню. Возможно, он ездил за дровами в лес или был в городе, а может – в соседнем селе. Дорога на картине угадывается лишь по синеватым теням. Слева – деревенские дома, на заднем плане – просторы заснеженных полей. Хотя предметов на картине немного, но мы видим, что это зимний солнечный день. Снег искрится на солнце так, что глазам даже больно смотреть. Художник при солнца передает здесь очень морозный день. Русская зимняя природа благодаря этому кажется величественной. Картина наполнена солнцем и светом. Но это лишь один из примеров…
Также очень часто в живописи используется образ огня. Огонь является одной из основных стихий, символом Бога и Духа, торжества жизни и света над смертью и мраком, всеобщего очищения. Огонь – это антипод воды. На картинах он присутствует в полной мере. Это поистине мистико-философский символ. Если обратиться к древнегреческим мифам, то мы видим, что огонь – первоисточник всего сущего, символ познания и движения. В нашем сознании этот образ также связан с адскими муками. Этот мир опустошения и страстей, порочной добродетели и добродетельного порока мы можем увидеть в картинах, например, Э. Шклярского, а также у многих известных классических художников.
Если взять во внимание современное художественное искусство, то ярким примером образа огня в живописи можно назвать его выставку картин «Огонь, иди со мной» . Все произведения здесь посвящены пламенной сущности красного цвета. При этом качество поверхности холста благодаря масляной живописи становится «зеркальным» . Это заставляет не просто пассивно наблюдать, а находить интерпретации собственному восприятию.
Итак, образы огня и солнца в живописи были и остаются вечными, а символика их очень богата. Поэтому художники всех времен не обходили эту тему стороной.