Поскольку в процессе развития театр кабуки претерпел множество трансформаций, даже для японца этот жанр является сложным для восприятия, для постижения его сущности. А глядя на кабуки глазами европейского зрителя, можно и вовсе не заметить главного, ведь западноевропейская теория драматургии с привычными для нас категориями не в силах дать ответ на вопрос «что такое кабуки». Так, в рамках западной теории искусства корректней говорить не об истории драматургии кабуки, а об истории исполнительского искусства, так как для японского театра важнее актерская техника, а не сюжет. И все же попытаемся разобраться, что можно обозначить как эстетические константы для такого изменчивого жанра, как кабуки.
Театр кабуки изначально был направлен на развлечение широких народных масс, поэтому одной из характерных черт кабуки была и остается зрелищность. Известный театральный деятель Окамото Кидо писал: «Человек, изучающий театр кабуки, не должен забывать значение слова «представление». Хотя представление – вещь придуманная, но в то же время оно не является ни ложью, ни обманом. Придуманное становится правдой на сцене кабуки». Другой характерной чертой кабуки является его условность. В отличие от европейского театра, дошедшего до крайних форм реализма, кабуки далек от воспроизведения реальной жизни на сцене. Это в первую очередь объясняется тем, что своими корнями кабуки уходит в религиозные действа и танцевальное искусство. При этом условность театра является как бы зеркальным отражением условности социальных отношений феодальной Японии, о чем свидетельствуют строгие правила, по которым должны вести себя актеры в зависимости от своего ранга.
Условность кабуки выражается в намеренно преувеличенной, легкомысленной и даже распутной развлекательности. И это не случайно, поскольку театр кабуки носит ярко выраженный народный характер, поэтому на сцене всецело царит дух развлекательности, народного праздника со всеми его чисто земными удовольствиями. Можно сказать, что в кабуки нет никакого духовного измерения, как, например, в театре ноо, и позволяет зрителю приобщиться к плотским удовольствиям, другой важной стороне человеческой жизни. Говоря словами писателя Сосэки: «Люди с крайне ограниченным умственным развитием и обладавшие в то же время сравнительно богатым артистизмом создали кабуки для того, чтобы удовлетворить потребности людей такого же уровня».
«Соучастие»
Другой интересной стороной устройства сценического представления кабуки можно назвать отсутствие привычной для европейского театра стены между актерами и зрителями. Кабуки присуще так называемое «соучастие», без которого театр потерял бы часть своего очарования. Представление кабуки просто не мыслимо в изолированной форме, зритель на протяжении всей пьесы вовлечен в общение с актерами, происходит это, как правило, в форме подбадривающих выкриков (какэгоэ), хвалебных слов (хомэкотоба) и приветственных обращений к актерам со стороны зрителей. Такая вовлеченность сильно отличается от вовлеченности зрителя в классическом и современном европейском театре.
Еще более непонятным может показаться то, что исполнительское искусство кабуки зиждется на искусстве паузы (ма). Причем пауза никак не соотносится с временной организацией пьесы и психологическим состоянием персонажей, это самостоятельный выражения. И что же может выражать обычная пауза? В момент паузы каждый участник представления получает возможность физиологически осознать красоту, явленную в произведении искусства.
Это доходит до того, что для зрителей паузы становятся более привлекательными, чем сами действия на сцене. Можно сказать, что в пьесе кабуки все служит именно образованию этих пауз. Неотъемлемым элементом кабуки также является танец как искусство условно изобразить красоту. Таким образом, основным замыслом любой пьесы кабуки является именно изображение красоты деталей, переходов, эмоций. Все это, безусловно, проистекает из восточного образа мышления.
Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» создан в 1979 году выдающимся скрипачом-виртуозом Владимиром и группой его друзей – творческих единомышленников – лауреатов международных конкурсов, солистов и концертмейстеров лучших симфонических и камерных оркестров столицы. Тем самым, с момента создания коллектива, задан его высочайший исполнительский уровень, позволивший оркестру доказать свое право на амбициозное наименование «Виртуозы Москвы».
На протяжении долгих лет существования оркестра идет напряженная, но радостная творческая работа по созданию из совокупности музыкантов-виртуозов, каждый из которых – яркая индивидуальность, музыкального ансамбля мирового уровня, обладающего огромным – от Баха до Шнитке – репертуаром и собственным исполнительским стилем.
Оркестр «Виртуозы Москвы» отличает от множества других камерных оркестров, прежде всего, истинно европейская культура ансамблевого исполнения, внимание к мельчайшим деталям и нюансам, бережная, не формальная, активная творческая позиция по отношению к авторскому замыслу, яркий артистизм и любовь, как к исполняемым произведениям, так и к пришедшей на концерт публике. В каждом выступлении «Виртуозам Москвы» удаётся главное – продемонстрировать высокий профессиональный исполнительский уровень, эмоционально взволновать и интеллектуально увлечь любого, пусть даже неподготовленного человека, подарить ему радость общения с музыкальными шедеврами, возбудить в нем желание еще раз прийти на концерт.
Поскольку в процессе развития театр кабуки претерпел множество трансформаций, даже для японца этот жанр является сложным для восприятия, для постижения его сущности. А глядя на кабуки глазами европейского зрителя, можно и вовсе не заметить главного, ведь западноевропейская теория драматургии с привычными для нас категориями не в силах дать ответ на вопрос «что такое кабуки». Так, в рамках западной теории искусства корректней говорить не об истории драматургии кабуки, а об истории исполнительского искусства, так как для японского театра важнее актерская техника, а не сюжет. И все же попытаемся разобраться, что можно обозначить как эстетические константы для такого изменчивого жанра, как кабуки.
Театр кабуки изначально был направлен на развлечение широких народных масс, поэтому одной из характерных черт кабуки была и остается зрелищность. Известный театральный деятель Окамото Кидо писал: «Человек, изучающий театр кабуки, не должен забывать значение слова «представление». Хотя представление – вещь придуманная, но в то же время оно не является ни ложью, ни обманом. Придуманное становится правдой на сцене кабуки». Другой характерной чертой кабуки является его условность. В отличие от европейского театра, дошедшего до крайних форм реализма, кабуки далек от воспроизведения реальной жизни на сцене. Это в первую очередь объясняется тем, что своими корнями кабуки уходит в религиозные действа и танцевальное искусство. При этом условность театра является как бы зеркальным отражением условности социальных отношений феодальной Японии, о чем свидетельствуют строгие правила, по которым должны вести себя актеры в зависимости от своего ранга.
Условность кабуки выражается в намеренно преувеличенной, легкомысленной и даже распутной развлекательности. И это не случайно, поскольку театр кабуки носит ярко выраженный народный характер, поэтому на сцене всецело царит дух развлекательности, народного праздника со всеми его чисто земными удовольствиями. Можно сказать, что в кабуки нет никакого духовного измерения, как, например, в театре ноо, и позволяет зрителю приобщиться к плотским удовольствиям, другой важной стороне человеческой жизни. Говоря словами писателя Сосэки: «Люди с крайне ограниченным умственным развитием и обладавшие в то же время сравнительно богатым артистизмом создали кабуки для того, чтобы удовлетворить потребности людей такого же уровня».
«Соучастие»Другой интересной стороной устройства сценического представления кабуки можно назвать отсутствие привычной для европейского театра стены между актерами и зрителями. Кабуки присуще так называемое «соучастие», без которого театр потерял бы часть своего очарования. Представление кабуки просто не мыслимо в изолированной форме, зритель на протяжении всей пьесы вовлечен в общение с актерами, происходит это, как правило, в форме подбадривающих выкриков (какэгоэ), хвалебных слов (хомэкотоба) и приветственных обращений к актерам со стороны зрителей. Такая вовлеченность сильно отличается от вовлеченности зрителя в классическом и современном европейском театре.
Еще более непонятным может показаться то, что исполнительское искусство кабуки зиждется на искусстве паузы (ма). Причем пауза никак не соотносится с временной организацией пьесы и психологическим состоянием персонажей, это самостоятельный выражения. И что же может выражать обычная пауза? В момент паузы каждый участник представления получает возможность физиологически осознать красоту, явленную в произведении искусства.
Это доходит до того, что для зрителей паузы становятся более привлекательными, чем сами действия на сцене. Можно сказать, что в пьесе кабуки все служит именно образованию этих пауз. Неотъемлемым элементом кабуки также является танец как искусство условно изобразить красоту. Таким образом, основным замыслом любой пьесы кабуки является именно изображение красоты деталей, переходов, эмоций. Все это, безусловно, проистекает из восточного образа мышления.
Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» создан в 1979 году выдающимся скрипачом-виртуозом Владимиром и группой его друзей – творческих единомышленников – лауреатов международных конкурсов, солистов и концертмейстеров лучших симфонических и камерных оркестров столицы. Тем самым, с момента создания коллектива, задан его высочайший исполнительский уровень, позволивший оркестру доказать свое право на амбициозное наименование «Виртуозы Москвы».
На протяжении долгих лет существования оркестра идет напряженная, но радостная творческая работа по созданию из совокупности музыкантов-виртуозов, каждый из которых – яркая индивидуальность, музыкального ансамбля мирового уровня, обладающего огромным – от Баха до Шнитке – репертуаром и собственным исполнительским стилем.
Оркестр «Виртуозы Москвы» отличает от множества других камерных оркестров, прежде всего, истинно европейская культура ансамблевого исполнения, внимание к мельчайшим деталям и нюансам, бережная, не формальная, активная творческая позиция по отношению к авторскому замыслу, яркий артистизм и любовь, как к исполняемым произведениям, так и к пришедшей на концерт публике. В каждом выступлении «Виртуозам Москвы» удаётся главное – продемонстрировать высокий профессиональный исполнительский уровень, эмоционально взволновать и интеллектуально увлечь любого, пусть даже неподготовленного человека, подарить ему радость общения с музыкальными шедеврами, возбудить в нем желание еще раз прийти на концерт.