ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА - род инструментальной музыки; музыкальные произведения, имеющие словесную программу, конкретизирующую музыкальное содержание.
Программой может служить заглавие, указывающее на что-либо вдохновившее композитора; более подробные программы обычно представляют собой литературный сюжет.
В программной музыке широко применяются звукоизобразительность, конкретизация через жанр. Различаются картинная (музыкальные картины природы, народных празднеств, битв и другие) и сюжетная программность. Развитие музыкальных образов в сюжетно-программной музыке в той или иной степени отвечает контурам сюжета (как правило, заимствованного из художественной литературы), порой даётся лишь музыкальная характеристика основных образов.
В программной музыке используются приёмы развития, позволяющие следовать за сюжетом, не нарушая собственно музыкальных закономерностей; среди них - вариационность (смотрите «Вариационная форма») и связанный с ней монотематизм (видоизменения одной объединяющей темы в крупных, в том числе циклических, произведениях, не обязательно программных), лейтмотивные характеристики (смотрите Лейтмотив), объединение в крупной одночастной форме признаков разных форм, что характерно для жанра симфонической поэмы.
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА - род инструментальной музыки; музыкальные произведения, имеющие словесную программу, конкретизирующую музыкальное содержание.
Программой может служить заглавие, указывающее на что-либо вдохновившее композитора; более подробные программы обычно представляют собой литературный сюжет.
В программной музыке широко применяются звукоизобразительность, конкретизация через жанр. Различаются картинная (музыкальные картины природы, народных празднеств, битв и другие) и сюжетная программность. Развитие музыкальных образов в сюжетно-программной музыке в той или иной степени отвечает контурам сюжета (как правило, заимствованного из художественной литературы), порой даётся лишь музыкальная характеристика основных образов.
В программной музыке используются приёмы развития, позволяющие следовать за сюжетом, не нарушая собственно музыкальных закономерностей; среди них - вариационность (смотрите «Вариационная форма») и связанный с ней монотематизм (видоизменения одной объединяющей темы в крупных, в том числе циклических, произведениях, не обязательно программных), лейтмотивные характеристики (смотрите Лейтмотив), объединение в крупной одночастной форме признаков разных форм, что характерно для жанра симфонической поэмы.
ДЖАЗ. Появившееся в начале XX века слово jazz стало обозначать тип новой,
зазвучавшей тогда впервые музыки, а также оркестр, который эту музыку
исполнял. Что же это за музыка и как она появилась?
Джаз возник в США среди угнетенного, бесправного негритянского населения,
среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины.
В начале XVII века прибыли в Америку первые невольничьи корабли с живым
грузом. Его быстро раскупили богачи американского Юга, которые стали
использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях. Оторванные
от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда,
черные невольники находили утешение в музыке.
Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощренно их чувство ритма.
В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши,
ударами по пустым ящикам, жестянкам -- всему, что находилось под рукой.
Вначале это была настоящая африканская музыка. Та, которую невольники
привезли со своей родины. Но шли годы, десятилетия. В памяти поколений
стирались воспоминания о музыке страны предков. Оставались лишь стихийная
жажда музыки, жажда движений под музыку, чувство ритма, темперамент. На
слух воспринималось то, что звучало вокруг -- музыка белых. А те пели, в
основном, христианские религиозные гимны. И негры тоже стали петь их. Но
петь по-своему, вкладывая в них всю свою боль, всю страстную надежду на
лучшую жизнь хотя бы за гробом. Так возникли негритянские духовные песни
спирячуэлс.
А в конце XIX века появились и другие песни -- песни-жалобы, песни
протеста. Их стали называть блюзами. В блюзах говорится о нужде, о тяжелом
труде, об обманутых надеждах. Исполнители блюзов обычно аккомпанировали
себе на каком-нибудь самодельном инструменте. Например, при
гриф и струны к старому ящику. Лишь позднее они смогли покупать себе
настоящие гитары.
Очень любили негры играть в оркестрах, но и тут инструменты приходилось
изобретать самим. В дело шли гребенки, обернутые папиросной бумагой, жилы,
натянутые на палку с привязанной к ней высушенной тыквой вместо корпуса,
стиральные доски.
После окончания гражданской войны 1861 -- 1865 годов в США были распущены
духовые оркестры воинских частей. Оставшиеся от них инструменты попали в
лавки старьевщиков, где продавались за бесценок. Оттуда-то негры, наконец,
смогли получить настоящие музыкальные инструменты. Повсюду стали появляться
негритянские духовые оркестры. Угольщики, каменщики, плотники, разносчики в
свободное время собирались и играли для собственного удовольствия. Играли
по любому случаю: на праздниках, свадьбах, пикниках, похоронах.
Чернокожие музыканты играли марши, танцы. Играли, подражая манере
исполнения спиричуэлс и блюзов -- их национальной вокальной музыки. На
своих трубах, кларнетах, тромбонах они воспроизводили особенности
негритянского пения, его ритмическую свободу. Нот они не знали; музыкальные
школы белых были закрыты для них. Играли по слуху, учась у опытных
музыкантов, прислушиваясь к их советам, перенимая их приемы. Так же по
слуху сочиняли.
В результате переноса негритянской вокальной музыки и негритянского ритма в
инструментальную сферу родилась новая оркестровая музыка -- джаз.
Основные особенности джаза -- это импровизационность и свобода ритма,
свободное дыхание мелодии. Музыканты джаза должны уметь импровизировать
либо коллективно, либо соло на фоне срепетированного аккомпанемента. Что же
касается джазового ритма (он обозначается словом свинг от английского swing
-- качание), то один из американских джазовых музыкантов писал о нем так:
"Это чувство вдохновенного ритма, который вызывает у музыкантов ощущение
легкости и свободы импровизации и дает впечатление неудержимого движения
всего оркестра вперед с непрерывно увеличивающейся скоростью, хотя
фактически темп остается неизменным".
Со времени своего возникновения в южном американском городе Нью-Орлеан джаз
успел пройти огромный путь. Он распространился сначала в Америке, а затем и
во всем мире. Он перестал быть искусством негров: очень скоро в джаз пришли
белые музыканты. Имена выдающихся мастеров джаза известны всем. Это Луи
Армстронг, Дюк Эллингтон, Бении Гудмен, Глен Миллер. Это певицы Элла
Фицджералд и Бесси Смит.
Музыка джаза повлияла на симфоническую и оперную. Американский композитор
Джордж Гершвин написал "Рапсодию в стиле блюз" для фортепиано с
оркестром, использовал элементы джаза в своей опере "Порги и Бесс".
Джазы есть и у нас в стране. Первый из них возник еще в двадцатые годы. Это
был театрализованный джаз-оркестр под управлением Леонида Утесова. На
многие годы связал с ним свою творческую судьбу композитор Дунаевский.
Наверное, вы тоже слышали этот оркестр: он звучит в жизнерадостном, до сих
пор пользующемся успехом фильме "Веселые ребята".
В отличие от симфонического оркестра в джазе нет постоянного состава. Джаз
-- это всегда ансамбль солистов. И даже если случайно составы двух джазовых
коллективов совпадут, все-таки совсем одинаковыми они быть не могут: ведь в
одном случае лучшим солистом будет, например, трубач, а в другом окажется
какой-то другой музыкант.