Романс - это небольшое камерное музыкальное произведение лирического характера, которое призвано показать все те чувства и эмоции, которые возникают у исполнителя при мыслях об объекте романса. В романсах раскрываются самые разные образы, но чаще всего в них воспеваются теплые и нежные чувства к конкретному человеку или к родному краю.
По исполнения романсы бывают вокальными и инструментальными.
Вокальные романсы - романсы, исполняемые голосом в сопровождении инструмента, чаще всего фортепиано или гитары. В вокальных романсах главную роль играет текст, а аккомпанемент создает фон, созвучный ему и отвечающий общему настроению романса.
Инструментальные романсы - романсы в исполнении музыкального произведения без участия человеческого голоса. Задача таких романсов - донести до слушателей всю глубину человеческих чувств посредством музыкальных звуков.
Портрет (в музыке) - это "изображение" человека, его внешности и характера, при музыкальных звуков. Композитор делает персонажа живым и наделяет его чертами характера при средств музыкальной выразительности: мелодии, штрихов, динамики, тембра, лада, темпа, регистра. Они, соединяясь в образе персонажа, создают его музыкальный портрет.
Наследие М. П. Мусоргского. Сборник материалов (к выпуску Полного академического собрания сочинений М. П. Мусоргского в 32 томах). Составление и общая редакция Е.Левашева, М.: Музыка, 1989 (содержит подробную библиографию [только русскоязычную] на год выпуска книги и самый полный на сегодняшний день перечень соч. Мусоргского с указанием рукописных источников).
М. П. Мусоргский : [альбом / сост., авт. вступ. ст. и текста Р. К. Ширинян ]. — М. : Музыка, 1987.М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников: сб. ст. / [сост., текстолог. ред., вступ. статья и коммент. Е. Гордеевой]. — М. : Музыка, 1989.Мусоргский в квадрате / [сост. Алексей Лысаков]. — Москва : Классика-XXI, 2008.М. П. Мусоргский и музыка ХХ века: сб. статей / [ред.-сост. Г. Головинский]. — М. : Музыка, 1990.М. П. Мусоргский. К пятидесятилетию со дня смерти 1881—1931. Статьи и материалы. Под редакцией Ю. Келдыша и В. Яковлева. Москва: Госмузиздат, 1932 (содержит ценные статьи и список сочинений, подготовленные П. А. Ламмом, воспоминания современников, письма, подробные указатели, первую публикацию сатирической картины К. Е. Маковского «Могучая кучка» и др.).Абызова Е. Н. «Картинки с выставки» Мусоргского. М.: Музыка, 1987.Абызова Е. Н. Модест Петрович Мусоргский. — М. : Музыка, 1985.Акулов Е. А. Три Бориса. Сравнительный музыкально-драматургический анализ партитур оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, Д. Шостаковича. — М.: МАРТ, 1997.Бакаева Г. «Хованщина» М. Мусоргского — историческая народная музыкальная драма. — Киев: Музична Україна, 1976.Беляев В. М. Мусоргский. Скрябин. Стравинский: сб. статей. — М. : Музыка, 1972.Берченко Р. Э. Композиторская режиссура Мусоргского. Москва: УРСС, 2003.Васильева А. Русский лабиринт. Биография М. П. Мусоргского. Псков: Псковская областная типография, 2008.Веприк А. М. Три оркестровые редакции первой картины пролога оперы Мусоргского «Борис Годунов» // Веприк А. М. Очерки по вопросам оркестровых стилей. — М.: Советский коспозитор, 1978.Гервер Л. "Тень непроглядная"и «свет в небесной вышине»: к сравнению совокупного поэтического текста в романсах Мусоргского и Римского-Корсакова // Русская музыка. Рубежи истории: мат-лы международной научной конференции; [редколл. С. Савенко,И. Скворцова и др.]. — М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2005. — С. 78-99.Гервер Л. Л. Поэзия вокального творчества композитора как единый текст: романсы Мусоргского и Римского-Корсакова // Вестник истории, литературы, искусства: Альманах / Российская академия наук, Отделение историко-филологических наук; Главный редактор Г. М. Бонгард-Левин. — М.: Собрание, Наука, 2010. — Т. 7. —С. 190—200. — ISBN 978-5-02-037377-8.
Романс - это небольшое камерное музыкальное произведение лирического характера, которое призвано показать все те чувства и эмоции, которые возникают у исполнителя при мыслях об объекте романса. В романсах раскрываются самые разные образы, но чаще всего в них воспеваются теплые и нежные чувства к конкретному человеку или к родному краю.
По исполнения романсы бывают вокальными и инструментальными.
Вокальные романсы - романсы, исполняемые голосом в сопровождении инструмента, чаще всего фортепиано или гитары. В вокальных романсах главную роль играет текст, а аккомпанемент создает фон, созвучный ему и отвечающий общему настроению романса.
Инструментальные романсы - романсы в исполнении музыкального произведения без участия человеческого голоса. Задача таких романсов - донести до слушателей всю глубину человеческих чувств посредством музыкальных звуков.
Портрет (в музыке) - это "изображение" человека, его внешности и характера, при музыкальных звуков. Композитор делает персонажа живым и наделяет его чертами характера при средств музыкальной выразительности: мелодии, штрихов, динамики, тембра, лада, темпа, регистра. Они, соединяясь в образе персонажа, создают его музыкальный портрет.
М. П. Мусоргский : [альбом / сост., авт. вступ. ст. и текста Р. К. Ширинян ]. — М. : Музыка, 1987.М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников: сб. ст. / [сост., текстолог. ред., вступ. статья и коммент. Е. Гордеевой]. — М. : Музыка, 1989.Мусоргский в квадрате / [сост. Алексей Лысаков]. — Москва : Классика-XXI, 2008.М. П. Мусоргский и музыка ХХ века: сб. статей / [ред.-сост. Г. Головинский]. — М. : Музыка, 1990.М. П. Мусоргский. К пятидесятилетию со дня смерти 1881—1931. Статьи и материалы. Под редакцией Ю. Келдыша и В. Яковлева. Москва: Госмузиздат, 1932 (содержит ценные статьи и список сочинений, подготовленные П. А. Ламмом, воспоминания современников, письма, подробные указатели, первую публикацию сатирической картины К. Е. Маковского «Могучая кучка» и др.).Абызова Е. Н. «Картинки с выставки» Мусоргского. М.: Музыка, 1987.Абызова Е. Н. Модест Петрович Мусоргский. — М. : Музыка, 1985.Акулов Е. А. Три Бориса. Сравнительный музыкально-драматургический анализ партитур оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, Д. Шостаковича. — М.: МАРТ, 1997.Бакаева Г. «Хованщина» М. Мусоргского — историческая народная музыкальная драма. — Киев: Музична Україна, 1976.Беляев В. М. Мусоргский. Скрябин. Стравинский: сб. статей. — М. : Музыка, 1972.Берченко Р. Э. Композиторская режиссура Мусоргского. Москва: УРСС, 2003.Васильева А. Русский лабиринт. Биография М. П. Мусоргского. Псков: Псковская областная типография, 2008.Веприк А. М. Три оркестровые редакции первой картины пролога оперы Мусоргского «Борис Годунов» // Веприк А. М. Очерки по вопросам оркестровых стилей. — М.: Советский коспозитор, 1978.Гервер Л. "Тень непроглядная"и «свет в небесной вышине»: к сравнению совокупного поэтического текста в романсах Мусоргского и Римского-Корсакова // Русская музыка. Рубежи истории: мат-лы международной научной конференции; [редколл. С. Савенко,И. Скворцова и др.]. — М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2005. — С. 78-99.Гервер Л. Л. Поэзия вокального творчества композитора как единый текст: романсы Мусоргского и Римского-Корсакова // Вестник истории, литературы, искусства: Альманах / Российская академия наук, Отделение историко-филологических наук; Главный редактор Г. М. Бонгард-Левин. — М.: Собрание, Наука, 2010. — Т. 7. —С. 190—200. — ISBN 978-5-02-037377-8.