НАДО СДЕЛАТЬ ДО ЗАВТРА
МИНИ конспект на тему «Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!»
- Ребята, прочитайте внимательно эпиграф к нашему уроку. Эти слова взяты
из симфонии № 9 Л. В. Бетховена. Да-да, не удивляйтесь, именно из
симфонии. Хотя симфония - музыка инструментальная, которая написана для
симфонического оркестра, но эта симфония особенная: чтобы показать мощь
и единство людей, Бетховен в заключительной части вводит хор.
Девятая симфония Бетховена – величайшее произведение композитора,
известное и любимое во всем мире. В этом отрывке звучат голоса солистов и
хор, поющий великолепные слова поэтического текста И. Шиллера «Оды к
радости». Вполне понятно, почему именно эта мелодия принята в настоящее
время в качестве гимна Европейского Союза.
1. Влияние духовной музыки на творчество.
Обращение к церковным жанрам и текстам свидетельствовало об огромном
влиянии духовной музыки на светское композиторское творчество. Это
влияние обнаруживало себя и в таких далёких от литургической традиции
жанрах, как опера, симфония, инструментальный концерт.
Звуковые образы древнерусского пения запечатлены в концертах и
симфонических произведениях С. В. Рахманинова, в оперных сценах «Бориса
Годунова» и «Хованщины» М. П. Мусоргского, «Псковитянки» Н. А.
Римского-Корсакова.
«Свою предпоследнюю оперу, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве
Февронии», сам Римский-Корсаков называл «литургической оперой». В
основе ее сюжета лежат древние сказания о чудесном града
Китежа от нашествия татар - погружении его под воды озера Светлояр, а
также сказание о Петре и Февронии Муромских. В музыке оперы слышны
отзвуки и интонации обиходных песнопений, молитв, духовных стихов,
слышен перезвон церковных колоколов.
С жанрами и звуковыми образами православной службы связаны
драматургически важные моменты оперы - молитва Февронии «Боже,
сотвори невидим Китеж град», звон колоколов церквей отражённого в озере
невидимого града. Неторопливо, скорее, по законам литургии, чем по
законам театрального спектакля развивается действие оперы. Все это
произвело сильнейшее впечатление на современников, поражённых
христианской поэтикой оперного творения Римского-Корсакова» - так
описывает исследователь древнерусского певческого искусства Ю.
Артамонова образные истоки одной из вершин русской оперной классики –
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-
Корсакова.
- Зарубежная хоровая музыка также в значительной степени выросла из
церковного пения. Отличие ее от хоровой русской музыки, очевидное даже
для неподготовленного слушателя, проистекает из очень многих причин,
прежде всего - из различия между православной верой и католической.
Каждая традиция в течение многих веков выработала свои собственные
взгляды на церковную службу, на архитектуру храмов, на отношение к
тексту, на музыкальные и певческие правила... Особенностью зарубежной
культовой музыки является её инструментальное сопровождение, в то время
как православная певческая культура носит строго вокальный характер.
Первым церковным инструментом был орган, поддерживающий хоровое
пение, а затем, начиная с эпохи Возрождения, ввели инструментальное
ансамблевое сопровождение.
Развитие хоровой музыки долгое время протекало в неразрывной связи с
текстами Священных писаний – Библии и Евангелия. Величайшие мастера
хоровой музыки И. С. Бах, О. Мессиан, Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт, Л.
Бетховен, Ф. Шуберт, И. Брамс - видели в христианских идеях средоточие
всей мудрости и всей нравственности человечества, вечную
непрерывающуюся жизнь духа. Страницы их хоровых сочинений озарены
светом высокой веры, музыка устремлена ввысь, подобно линиям собора.
Такая устремлённость церковного искусства, его освобождённость от всего
житейского, суетного составляет главный смысл христианской культуры,
которая учит человека ценить и любить как высший дар эту своей души к воспарению.
«Хорал» - немецкое слово, означающее хоровое песнопение. Мелодии
хоралов отличаются и строгостью, намеренной обезличенностью,
объективностью. Тексты были взяты в основном из Библии и во всей Европе
пелись на латыни.
Хор напоминает совершенный многоголосный инструмент. Ему доступны
все средства музыкальной выразительности. Хоровое звучание может
передать тончайшие оттенки чувств, воплощённых в музыке нарисовать живописные музыкальные картины.
По своей манере пения хоровые коллективы отличаются друг от друга. Хоры,
исполняющие классическую музыку и современные произведения, поют
«прикрытым», «округленным» звуком. Народные хоры поют в особой
манере, так называемым «открытым» звуком (показ).
Иногда к хору присоединяется орган или оркестр, и тогда тембровое и
регистровое «содержание» становится ещё более многомерным.
баритон- Руслан, витязь, жених Людмилы, Мизгирь, торговый гость из Посада Берендеева("Снегурочка")
тенор.-Гофман в«Сказках Гофмана» Ж. Оффенбаха,Царь Берендей в "Снегурочке",Финн, добрый волшебник в "Руслан и Людмила", князь Гвидон((Сказка о царе Салтане)
альт.- может петь партии меццо-сопрано- Весна-Красна("Снегурочка"),Ткачиха, средняя сестра(Сказка о царе Салтане),Наина, злая волшебница"Руслан и Людмила"
сопрано(коларатурное)-Царица ночи («Волшебная флейта» В. А. Моцарта), Кукла («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), Снегурочка («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова),Царевны-лебеди в «Сказке о царе Салтане», шемаханской царицы в «Золотом петушке», сопрано-Купава("Снегурочка"), Царица Милитриса, Повариха(Сказка о царе Салтане)