Труба - один из самых древних музыкальных инструментов, возникших задолго до нашей эры. Его возникновение было связано с потребностью людей в подаче различных сигналов, которые по силе звучания намного превосходили бы человеческий голос. Сигнальные инструменты изготовляли из камыша, рога или раковины. Ими еще в глубокой древности пользовались охотники, пастухи, воины. Впоследствии эти инструменты начали изготовлять из различных металлов. В настоящее время в исполнительской практике применяются трубы двух конструктивных разновидностей -вентильная и помповая. Такие же конструктивные разновидности имеет корнет (вентильный и помповый).
В отличие от трубы корнет имеет большее количество овальных изгибов, более длинную коническую часть и меньших размеров раструб. Эти специфические особенности конструкции корнета ощутимо влияют на его звучание. По сравнению с трубой корнет звучит более мягко, он лишен характерного для трубы фанфарного характера звучания Обучения в самодеятельных духовых оркестрах можно вести на трубах и корнетах обеих конструкций. Наряду с разновидностями труб, применяемых в исполнительской практике, в составы духовых оркестров многих зарубежных стран входят корнеты Es и флюгельгорны. Приводим последний: в отличие от корнетов и труб у флюгельгорна более широкая мензура, что придает звучанию большую полноту и мягкость. На флюгельгорне хорошо звучат мелодии лирического, протяжного характера, требующие от исполнителя широкого и красивого звука.
Следует отметить, что низкий регистр у флюгельгорна звучит гораздо лучше, чем у корнета; зато корнету лучше удаются мелодии подвижного характера и технические пассажи в быстром темпе.
Труба и корнет строя В являются транспонирующими инструментами, так как они звучат на большую секунду ниже написанного. Звуки, извлекаемые на этих инструментах без применения механизмов, называются натуральными.
Хроматический звукоряд на трубе и корнете образуется с вентильного или пистонного механизма.
При включении второго вентиля каждый из натуральных звуков понижается на полутон.
При включении первого вентиля каждый из натуральных звуков понижается на целый тон.
При включении первого и второго (или третьего) вентилей каждый из натуральных звуков понижается на полтора тона.
При включении второго и третьего вентилей каждый из натуральных звуков понижается на два тона.
При включении первого и третьего вентилей каждый из натуральных звуков понижается на два с половиной тона.
При включении трех вентилей одновременно каждый из натуральных звуков понижается на три тона.
Итак, натуральные звуки на трубе и корнете извлекаются без вентилей, а хроматические - путем включения вентилей. Эти вместе взятые называются - аппликатурой. Аппликатура бывает двух видов; основная и дополнительная. Важной составной частью трубы и корнета является мундштук У корнетовых мундштуков более узкие поля,
углубленная чашка и меньший, чем у трубных размер. Правильный подбор мундштука, особенно в начальный период обучения, это залог дальнейшего роста мастерства исполнителя. При выборе мундштука нужно обратить внимание на то, чтобы диаметр и глубина чашки, а также ширина полей соответствовали губам играющего. Определить на глаз размер мундштука, рекомендуемого исполнителю, практически невозможно. Весь процесс подбора должен осуществляться непосредственно при игре на инструменте.
Ознакомившись с конструктивными особенностями труб и корнетов, участники самодеятельных духовых оркестров, играющие на этих инструментах, должны бережно к ним относиться. Важное значение для успешного овладения техникой игры на трубе и корнете имеет соблюдение правил ухода за инструментами. Не реже одного раза в месяц рекомендуется промывать теплой водой внутренние стенки инструмента и мундштука. Особое внимание следует обратить на работу вентильного и помпового механизма. Вращающиеся механический части нужно регулярно смазывать специальным маслом, а кроны -техническим вазелином. Нельзя упускать из виду работу водосливного клапана, так как изношенные пробки могут существенно влиять на звучание инструмента. От своевременной смазки крон и вращающихся механизмов, от протирания мундштука и промывания всего инструмента зависят его долговечность и надежность в работе.
Доклад о трубе корнете
Труба - один из самых древних музыкальных инструментов, возникших задолго до нашей эры. Его возникновение было связано с потребностью людей в подаче различных сигналов, которые по силе звучания намного превосходили бы человеческий голос. Сигнальные инструменты изготовляли из камыша, рога или раковины. Ими еще в глубокой древности пользовались охотники, пастухи, воины. Впоследствии эти инструменты начали изготовлять из различных металлов. В настоящее время в исполнительской практике применяются трубы двух конструктивных разновидностей -вентильная и помповая. Такие же конструктивные разновидности имеет корнет (вентильный и помповый).
В отличие от трубы корнет имеет большее количество овальных изгибов, более длинную коническую часть и меньших размеров раструб. Эти специфические особенности конструкции корнета ощутимо влияют на его звучание. По сравнению с трубой корнет звучит более мягко, он лишен характерного для трубы фанфарного характера звучания Обучения в самодеятельных духовых оркестрах можно вести на трубах и корнетах обеих конструкций. Наряду с разновидностями труб, применяемых в исполнительской практике, в составы духовых оркестров многих зарубежных стран входят корнеты Es и флюгельгорны. Приводим последний: в отличие от корнетов и труб у флюгельгорна более широкая мензура, что придает звучанию большую полноту и мягкость. На флюгельгорне хорошо звучат мелодии лирического, протяжного характера, требующие от исполнителя широкого и красивого звука.
Следует отметить, что низкий регистр у флюгельгорна звучит гораздо лучше, чем у корнета; зато корнету лучше удаются мелодии подвижного характера и технические пассажи в быстром темпе.
Труба и корнет строя В являются транспонирующими инструментами, так как они звучат на большую секунду ниже написанного. Звуки, извлекаемые на этих инструментах без применения механизмов, называются натуральными.
Хроматический звукоряд на трубе и корнете образуется с вентильного или пистонного механизма.
При включении второго вентиля каждый из натуральных звуков понижается на полутон.
При включении первого вентиля каждый из натуральных звуков понижается на целый тон.
При включении первого и второго (или третьего) вентилей каждый из натуральных звуков понижается на полтора тона.
При включении второго и третьего вентилей каждый из натуральных звуков понижается на два тона.
При включении первого и третьего вентилей каждый из натуральных звуков понижается на два с половиной тона.
При включении трех вентилей одновременно каждый из натуральных звуков понижается на три тона.
Итак, натуральные звуки на трубе и корнете извлекаются без вентилей, а хроматические - путем включения вентилей. Эти вместе взятые называются - аппликатурой. Аппликатура бывает двух видов; основная и дополнительная. Важной составной частью трубы и корнета является мундштук У корнетовых мундштуков более узкие поля,
углубленная чашка и меньший, чем у трубных размер. Правильный подбор мундштука, особенно в начальный период обучения, это залог дальнейшего роста мастерства исполнителя. При выборе мундштука нужно обратить внимание на то, чтобы диаметр и глубина чашки, а также ширина полей соответствовали губам играющего. Определить на глаз размер мундштука, рекомендуемого исполнителю, практически невозможно. Весь процесс подбора должен осуществляться непосредственно при игре на инструменте.
Ознакомившись с конструктивными особенностями труб и корнетов, участники самодеятельных духовых оркестров, играющие на этих инструментах, должны бережно к ним относиться. Важное значение для успешного овладения техникой игры на трубе и корнете имеет соблюдение правил ухода за инструментами. Не реже одного раза в месяц рекомендуется промывать теплой водой внутренние стенки инструмента и мундштука. Особое внимание следует обратить на работу вентильного и помпового механизма. Вращающиеся механический части нужно регулярно смазывать специальным маслом, а кроны -техническим вазелином. Нельзя упускать из виду работу водосливного клапана, так как изношенные пробки могут существенно влиять на звучание инструмента. От своевременной смазки крон и вращающихся механизмов, от протирания мундштука и промывания всего инструмента зависят его долговечность и надежность в работе.