от надо ответить на вопросы (13 февраля 1873, Казань — 12 апреля 1938, Париж) Федор Шаляпин - легендарный певец (бас). Обладал мощным, гибким богатым тембровыми оттенками голосом, огромным драматическим дарованием. Пел в Московской частной опере, Мариинском и Большом театрах. С 1922 года выступал только за рубежом. Его репертуар включал до 400 песен, романсов и других жанров камерно-вокальной музыки. В число шедевров исполнительского мастерства вошли «Блоха», «Забытый», «Трепак» Мусоргского, «Ночной смотр» Глинки, «Пророк» Римского-Корсакова, русские народные песни «Прощай, радость», «Не велят Маше за реченьку ходить», «Из-за острова на стрежень». Семья Шаляпиных жила бедно. Поэтому Федю рано отдали учиться ремеслу у сапожника, а потом у токаря. Наконец Шаляпиным удалось устроить сына в 6-е городское училище. Здесь Федор встретил замечательного учителя Н. В. Башмакова, большого любителя пения. Страсть к искусству проявилась в мальчике рано. Отец купил на толкучке для сына скрипку за два рубля и тот самостоятельно учился тянуть смычок, постигая азы музыкальной грамоты. Однажды регент Щербицкий, сосед Шаляпина в Суконной слободе, где тогда жила семья, привел мальчугана в церковь Варвары-великомученицы и они вдвоем басом и дискантом спели всенощную, а потом и обедню. С этих пор Шаляпин стал постоянно петь в церковном хоре, зарабатывая также пением на свадьбах, похоронах и молебнах. В 1883 году Ф. И. Шаляпин в первый раз попал в театр. Ему удалось достать билет на галерку. Вспоминая этот день, Шаляпин писал позднее: «И вот, я на галерке театра… Вдруг занавес дрогнул, поднялся и я сразу обомлел очарованный. Передо мной ожила какая-то смутно знакомая мне сказка. По комнате, чудесно украшенной, ходили великолепно одетые люди, разговаривали друг с другом как-то особенно красиво. Я не понимал, что они говорят. Я до глубины души был потрясен зрелищем и, не мигая, ни о чем, не думая, смотрел на эти чудеса.» Посещение театра решило судьбу Федора Ивановича Шаляпина. Мальчик стремился попасть едва ли не на каждый спектакль. В 80-е годы XIX века на сцене казанского театра играли замечательные мастера. Не удивительно, что десятилетний мальчик всерьез увлекся театром. В 1886 году появилась в городе и оперная труппа Медведева. Большое впечатление произвела на юного Шаляпина опера М. И. Глинки «Иван Сусанин». Федор Шаляпин делает выбор - он хочет быть артистом. На казанской сцене состоялись дебюты Федора Ивановича Шаляпина как артиста и певца. В 1889 году впервые поет сольную партию в любительской постановке «Пиковой дамы». Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым мягким тембром звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций.
С музыкой связано много интересного. Это не только удивительные по красоте произведения, разнообразие музыкальных инструментов, приемов игры, но и интересные факты о музыке. О некоторых из них вы узнаете в этой статье. ФАКТ №1 «КОШАЧИЙ КЛАВЕСИН». В средние века, оказывается, инквизиции подвергались не только люди, признанные папой еретиками, но и даже кошки! Имеются сведения, согласно которым король Испании Филипп II имел необычный музыкальный инструмент под названием «Кошачий клавесин». Устройство его было простым – длинный ящик с перегородками, создающими четырнадцать отсеков. В каждом отсеке находилась кошка, предварительно отобранная «специалистом». Каждая кошка проходила «прослушивание» и если ее голос устраивал «фониатора», то она помещалась в определенный отсек, соответственно высоте своего голоса. «Отбракованные» кошки сразу сжигались. Голова отобранной кошки высовывалась в отверстие, а хвосты жестко закреплялись под клавиатурой. Каждый раз, когда нажималась клавиша, острая игла резко впивалась в кошачий хвост, животное, естественно, кричало. Забава придворных заключалась в «наигрывании» таких мелодий или взятии аккордов. Чем была вызвана такая жестокость? Дело в том, что церковь объявила пушистых красавиц посланницами сатаны и обрекла на уничтожение. Жестокий музыкальный инструмент быстро распространился по Европе. Даже Петр I заказал в Гамбурге «кошачий клавесин» для кунсткамеры. ФАКТ №2 «ВОДА – ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ?» Интересные факты о музыке связаны и с классиками. Бетховен, например, приступал к сочинению музыки только после того, как опускал голову в большой таз, который был наполнен… ледяной водой. Эта странная привычка настолько прочно привязалась к композитору, что при всем желании он не мог оставить ее до конца жизни. . ФАКТ №3 «НОТА – ЯЗЫКОВАЯ ЕДИНИЦА» Последние триста лет филологов-новаторов терзает идея создания искусственного языка. Известно около двухсот проектов, но почти все они в настоящее время забыты в силу своей некорректности, сложности и т.д. В интересные факты о музыке, все же, вошел один проект – музыкальный язык «Соль-ре-соль». Разработал эту языковую систему Жан Франсуа Сюдр, француз по происхождению. Правила музыкального языка были обнародованы в 1817 году, всего на проектирование грамматики, словаря и теории у последователей Жана ушло сорок лет. Корнями слов, конечно же, стали семь известных всем нам нот. Из них и образовавались новые слова, например: си=да; до=нет; ре=и(союз); ми=или; фа=он; ре+до=мой;
Цыганка Кармен - одни из ярких образов искусства 19 века. Вместе с Кармен в музыку пришла тема роковой любовной страсти, столь мощной и сокрушительной, что отзвуки ее можно обнаружить даже в искусстве нашего времени. Сила этой героини, обещающей так много и постоянной лишь в одном - в своей гордой независимости, была страшной , поистине колдовской
Так уже в увертюре к опере после жизнерадостных , мажорных мелодий главных тем, вдруг вторгается тема Кармен.Это напряженная, тревожная мелодия, поддерживаемая грозными, минорными аккордами. Смысл данной темы- показать неизбежность грядущей трагедии. И как бы не развивался дальше музыкальный сюжет оперы, слушатель уде находится во власти этой музыки, соединившей в себе и неизбежность гибельных чувств героев, и предсказание их будущей трагедии. С самого начала оперы и до конца в сознании слушателей входит предчувствие, ожидание каких -то предстоящих главных событий. Увлекательность и живость оперы, необыкновенная красота ее музыки усиливают контраст между этим предчувствием и реально происходящими действиями.
Цыганка Кармен - одни из ярких образов искусства 19 века. Вместе с Кармен в музыку пришла тема роковой любовной страсти, столь мощной и сокрушительной, что отзвуки ее можно обнаружить даже в искусстве нашего времени. Сила этой героини, обещающей так много и постоянной лишь в одном - в своей гордой независимости, была страшной , поистине колдовской
Так уже в увертюре к опере после жизнерадостных , мажорных мелодий главных тем, вдруг вторгается тема Кармен.Это напряженная, тревожная мелодия, поддерживаемая грозными, минорными аккордами. Смысл данной темы- показать неизбежность грядущей трагедии. И как бы не развивался дальше музыкальный сюжет оперы, слушатель уде находится во власти этой музыки, соединившей в себе и неизбежность гибельных чувств героев, и предсказание их будущей трагедии. С самого начала оперы и до конца в сознании слушателей входит предчувствие, ожидание каких -то предстоящих главных событий. Увлекательность и живость оперы, необыкновенная красота ее музыки усиливают контраст между этим предчувствием и реально происходящими действиями.