Фёдор Ива́нович Шаля́пин (1 [13] февраля 1873, Казань — 12 апреля 1938, Париж) — русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918—1927, звание возвращено в 1991), в 1918—1921 годах — художественный руководитель Мариинского театра[1]. Имеет репутацию артиста, соединившего в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство»[2]. Занимался также живописью, графикой и скульптурой, снимался в кино. Оказал большое влияние на мировое оперное искусство[2].Сын крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина (1837—1901), представителя древнего вятского рода Шаляпиных (Шелепиных). Мать Шаляпина — крестьянка из деревни Дудинцы Кумёнской волости (Кумёнский район Кировской области), Евдокия Михайловна (в девичестве Прозорова). Иван Яковлевич и Евдокия Михайловна повенчались 27 января 1863 года в Преображенской церкви села Вожгалы. В детстве Шаляпин был певчим. Мальчиком его отдали на обучение сапожному делу к сапожникам Н. А. Тонкову, затем В. А. Андрееву. Получил начальное образование в частной школе Ведерниковой, затем учился в Четвёртом приходском училище в Казани, позже — в Шестом начальном училище. В мае 1885 года Шаляпин закончил училище, получив высший — 5.
В сентябре 1885 года отец устраивает Федора Шаляпина учителем в открывшееся ремесленное училище в Арске. «Мне думалось, — вспоминал Шаляпин, — что я еду в какую-то прекрасную страну, и тихо радовался, что уезжаю из Суконной слободы, где жизнь становилась всё тяжелее для меня»[3]Началом своей артистической карьеры сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова, вначале на должность статиста. 29 марта 1890 года состоялось первое выступление Шаляпина — он исполнил партию Зарецкого в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин был хористом опереточной антрепризы В. Б. Серебрякова.
5-9 Другие предметы 15+8 б завтра проверочная (Ярослвна ) рассказать 2 что объединяет балет Ярославна и оперу князь игорь 3 певцы оперной сцены - рассказать 4 героические образы исскуста - рассказть 5 триптих александр невский - рассказать Попроси больше объяснений следить Отметить нарушение Kisonika 17.10.2014 ответы и объяснения Anastasia0972 середнячок прочитай и найдёшь ответПрезентация на тему: "Балет «Ярославна» «Стон Русской земли». «Стон Русской Земли» Великие произведения искусства, рожденные в далекие времена, современны и сегодня. Их создатели." — Транслит:Слайд «Ярославна» «Стон Русской земли»Слайд 2«Стон Русской Земли» Великие произведения искусства, рожденные в далекие времена, современны и сегодня. Их создатели так глубоко проникли в тайны мира и человеческих отношений, что и мы - их потомки – можем найти в них ответы на волнующие нас вопросы. Одним из таких произведений является « Слово о полку Игореве », о котором известный литературовед Д. Лихачёв писал: «Каждая эпоха находит в нём новое и своё. Это предназначение подлинных произведений искусства: они говорят новое новому, и они всегда современны ».Слайд 3«Князь Игорь», легли в основу балета События XII века уже знакомы лета « Ярославна». Музыку балета сочинил композитор из Санкт-Петербурга Борис Иванович Тищенко. Название балета не случайно. Образ Ярославны -это символ родины – матери, святой веры, самоотвержённости, верности. Музыка балета созвучна древнерусскому искусству и поэтическому повествованию «Слова» После вступления звучит мужской хор «Стон Русской земли» Мужской и женский хоры, введённые в партитуру балета, поют подлинный текст «Слова о полку Игореве» Музыка звучит, как неторопливое эпическое повествование. Хоры играют важную роль в драматургии: различные эмоциональные состояния героев, сопровождая пантомимические монологи и диалоги персонажей произведения.Слайд 4«Первая битва с половцами»Слайд 5Музыка балета с большой выразительной силой не только предаёт образы поэмы, но и рисует картины сражений. Живописная батальная сцена балета « Первая битва с половцами» насыщена грозными интонациями трубных кличей, энергичных воинственных барабанных ритмов. Развитие музыки идёт по нарастающей: от чередования коротких мотивов тревожного характера вначале до напряжённого безостановочного движения в конце, имитирующего скачку многочисленных всадников.Слайд 6Привычные движения восточного танца ассоциируются с разрушительной женской силой, с действиями бездушного механизма. Лица половцев скрыты. Подчёркнутая ритмичность их движений сочетается с рисунком танца, построенным на прямых линиях, мгновенных перестановках, переменах. Для характеристики половцев композитор использует фон непрерывное и равномерное гудение басов на гнусавых созвучиях. В его фон врезаются не менее фантастические скольжения духовых инструментов- тромбона, трубы. Начальные скольжения флейты из вступления к балету превращаются в этих живописных зарисовках в монотонно- волнообразное свистящее движение.Слайд 7«Плач Ярославны» «Молитва»Слайд 8«Плач Ярославны», характеризующий главную героиню, - центральный эпизод балета. Использование интонаций плача, причитания в русской народной музыке имеет давние традиции. Плачи исполнялись во время проводов в армию, на похоронах и свадебных церемониях. Финальная сцена балета называется молитва. Необузданной, дикой силе кочевников противопоставлена несокрушимая сила духа древних русичей.Слайд 9Тищенко Борис
В сентябре 1885 года отец устраивает Федора Шаляпина учителем в открывшееся ремесленное училище в Арске. «Мне думалось, — вспоминал Шаляпин, — что я еду в какую-то прекрасную страну, и тихо радовался, что уезжаю из Суконной слободы, где жизнь становилась всё тяжелее для меня»[3]Началом своей артистической карьеры сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова, вначале на должность статиста. 29 марта 1890 года состоялось первое выступление Шаляпина — он исполнил партию Зарецкого в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин был хористом опереточной антрепризы В. Б. Серебрякова.