«Метель» — сюита композитора Георгия Свиридова, созданная в 1973 году на основе его же музыки к фильму по повести А. С. Пушкина «Метель» 1964 года[1]. Содержание [убрать] 1 История создания 1.1 Фильм «Метель» 1.2 Переработка для сюиты 2 Состав оркестра 3 Музыкальные части 4 Фрагменты 5 Источники [править]История создания [править]Фильм «Метель» Кинорежиссер Владимир Павлович Басов, приступая к экранизации пушкинской повести «Метель», обратился к композитору Г. Свиридову с о сочинении музыки к будущему фильму[1]. Пушкинская повесть «Метель» из цикла «повестей Белкина» была написана в 1830 и издана в 1831 году[2]. И вот через сто тридцать с лишним лет появлялась ее экранизация. Повесть чуточку иронична и лукава. Это литературное произведение давно вошло в классику русской литературы и хорошо известно. Пушкин рассказал полуанекдотическую историю про провинциальную барышню, которая случайно вышла замуж не за того, поскольку ее жених заплутал в метель; тем не менее история счастливо заканчивается новой любовью. Композитор взялся за эту работу. Однако он ушел от пушкинского сюжета напрочь, его музыка словно бы и не связана с литературной канвой, она стала самостоятельным действующим лицом фильма, лишь вплетаясь в какие-то фрагменты. Она оказалась лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести[1]. Зато в ней проявилось совсем другое — настроение, душевность[3], поэтичность[4]. А еще она стала — шедевром. Фильм «Метель» вышел в 1964 году[5][6]. Музыка из него сразу же зажила своей жизнью. Она оказалась настолько осязаема, что, кажется, будто не только слышишь ее, но и видишь воочию — и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который весь разворачивается на фоне вальса[4]. [править]Переработка для сюиты еще много лет, а именно — девять, и в 1973 году композитор Г. Свиридов вернулся к этой музыке, решив переделать разбросанные по фильму музыкальные фрагменты в одно целое[1]. Что и было им сделано. Новое музыкальное произведение было окончено в 1974 году. [править]Состав оркестра Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, малый кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, колокола, колокольчики, челеста, 2 арфы, фортепиано, струнные[1]. [править]Музыкальные части Музыка в сюите разделяется на несколько частей; однако тут у музыковедов ведутся большие споры[7]; кто-то отчетливо видит 7 частей, а кто-то, столь же отчетливо, — 9 частей, причем определяя их по-разному[1][3]. Мнения варьируются, и рассматривать их все не представляется даже нужным. Музыковед Л. Михеева определяет так: № 1, «Тройка» — эта мелодия явно перекликается с ямщицкими песнями, настолько угадывается в ней бег саней, скользящих по снегу русской зимы за лихой тройкой лошадей. № 2, «Вальс» — открывается призывными фанфарами, после которых вступает непритязательная мелодия с характерным для вальса аккомпанементом (бас на первой доле и аккорды на второй и третьей), но при этом без пышности и великолепия бального танца. № 3, «Весна и осень» — две крошечные миниатюры. № 4, «Романс» № 5, «Пастораль» № 6, «Военный марш» № 7, «Венчание». № 8, «Отзвуки вальса» — со знакомой по второму номеру мелодией, но более приглушенно, как воспоминание. № 9, «Зимняя дорога» — опять образ тройки, бегущей по снегу и тянущей сани Другую разработку предложили музыкальные педагоги Дубова Елена Николаевна и Олексенко Татьяна Николаевна. Они, взяв за основу исполнение Большого симфонического оркестра под управлением В. Федосеева в концертном зале имени П. И. Чайковского (запись 2005 года), выделили тоже 9 частей, но несколько по-своему[3] (желающие могут более подробно ознакомиться с этой работой здесь): Тройка Пастораль Вальс Венчание Марш Весна и осень Романс Отзвуки вальса Зимняя дорога Есть и другие музыковедческие разработки, приводить которые мы не считаем целесообразным, не потому что они нам чем-то не нравятся, а просто потому, что желающие могут ознакомиться с подробностями сами, а нам надо лишь сказать об их существовании, а не приводить все. Великолепная музыка Георгия Свиридова будет обсуждаться еще не одним поколением музыковедов и интерпретироваться разными музыкантами-исполнителями, поскольку она обладает поистине величайшим качеством: она видна, она произрастает из картин на уровне генетической памяти, ее ощущаешь и видишь нарисованные ее изображения[4].
В целом, современное общество активно и динамично. Не все (кто-то в силу темперамента, кто-то из-за недостатка времени) могут себе позволить в тишине и спокойствии насладиться классической музыкой. Классические произведения длинные, в них не хватает "спецэффектов" и "драйва".
И тут на многим современным слушателям приходят обработки этой самой классической музыки. Обработка включает в себя видоизмененные фрагменты исходного произведения. При обработке классики чаще всего берут тему произведения (которая у многих людей на слуху) и делают ее звучание более привычным для современных слушателей: добавляют дополнительные партии на современных музыкальных произведениях, накладывают голос, используют повторы.. Чаще всего звуковую обработку делают на современной технике. Для этого даже не обязательно владеть игрой на инструментах. Приемов обработки много, но факт остается фактом: современным слушателям нравится подобное звучание. Таким образом, люди хоть и очень поверхностно, но приобщаются к многогранному миру классической музыки и зачастую, если какая-то мелодия им особенно полюбилась, слушают произведение уже в оригинальном исполнении.
В целом, современное общество активно и динамично. Не все (кто-то в силу темперамента, кто-то из-за недостатка времени) могут себе позволить в тишине и спокойствии насладиться классической музыкой. Классические произведения длинные, в них не хватает "спецэффектов" и "драйва".
И тут на многим современным слушателям приходят обработки этой самой классической музыки. Обработка включает в себя видоизмененные фрагменты исходного произведения. При обработке классики чаще всего берут тему произведения (которая у многих людей на слуху) и делают ее звучание более привычным для современных слушателей: добавляют дополнительные партии на современных музыкальных произведениях, накладывают голос, используют повторы.. Чаще всего звуковую обработку делают на современной технике. Для этого даже не обязательно владеть игрой на инструментах. Приемов обработки много, но факт остается фактом: современным слушателям нравится подобное звучание. Таким образом, люди хоть и очень поверхностно, но приобщаются к многогранному миру классической музыки и зачастую, если какая-то мелодия им особенно полюбилась, слушают произведение уже в оригинальном исполнении.