Раздел:" Современная музыкальная культура' Для закрепления пройденного материала нужно создать творческий проект по темам раздела: 1. Эстрадная музыка 2 Современные жанры и стили 3. Джазовая музыка да лучший ответ
МУЗЫКА«Риголетто» — одно из наиболее известных произведений Верди. Действие оперы строится на резких драматических контрастах. В центре ее острая психологическая драма, многосторонне очерчивающая образ Риголетто — язвительного придворного шута, нежного, глубоко страдающего отца, грозного мстителя. Ему противостоит легкомысленный и развращенный герцог, обрисованный на фоне придворной жизни. Душевная чистота, беззаветная преданность олицетворены в образе юной Джильды.Эти контрастные характеры выпукло, с замечательным богатством психологических оттенков воплощены в музыке оперы.В оркестровом вступлении звучит трагическая мелодия проклятья, которая имеет в опере важное значение; она сменяется беззаботной музыкой бала, открывающей первый акт. На фоне танцев и хоров танцевального склада звучит блестящая жизнерадостная герцога «Та иль эта — я не разбираю». Напряженный драматизм вносит проклятье Монтероне «Вновь оскорбленье»; патетическая вокальная мелодия поддерживается грозным нарастанием оркестровой звучности.Во втором акте2 сцена со Спарафучиле и эпизод похищения своей зловещей окраской оттеняют светлые эпизоды, связанные с образом Джильды. Небольшой дуэт Риголетто и Спарафучиле предваряется мотивом проклятья. В монологе Риголетто «С ним мы равны» раскрывается широкий диапазон переживаний героя: проклятье судьбе, насмешки над герцогом, ненависть к придворным, нежная любовь к дочери. Дуэт Риголетто и Джильды пленяет лирически теплыми напевными мелодиями. Дуэт Джильды и герцога начинается в мечтательных тонах; красивая мелодия признания герцога «Верь мне, любовь — это солнце и розы» согрета искренним чувством. Колоратурная ария Джильды «Сердце радости полно» воплощает образ счастливой любящей девушки. Ее светлому, безмятежному настроению противопоставлен тревожный колорит сцены похищения, в центре которой — таинственный, приглушенный хор придворных «Тише, тише».Третий акт начинается арией герцога «Вижу голубку милую»; певучая мелодия передает нежное, восторженное чувство. За арией следует хвастливый хор придворных. В большой драматичной сцене переданы душевные муки Риголетто; взоры гнева («Куртизаны, исчадье порока») сменяются страстной мольбой («О синьоры, сжальтесь вы надо мною»). Дуэту Риголетто и Джильды предшествует бесхитростный рассказ Джильды «В храм я вошла смиренно»; затем голоса героев объединяются в просветленной и скорбной мелодии. Мрачным контрастом звучит проклятье Монтероне. Ему отвечают полные решимости фразы Риголетто «Да, настал час ужасного мщенья».В четвертом акте важное место занимает характеристика герцога — популярнейшая песенка «Сердце красавицы». В музыке квартета с замечательным совершенством воплощены противоречивые чувства: любовное признание герцога, задорные, насмешливые ответы Маддалены, скорбные вздохи Джильды, мрачные реплики Риголетто. Следующая сцена, сопровождаемая хором за кулисами, поющим с закрытым ртом, проходит на фоне грозы, которая подчеркивает душевное смятенье Джильды; драматизм достигает апогея в тот момент, когда доносится беззаботная песенка герцога. Заключительный дуэт Риголетто и Джильды «Там, в небесах»3 перекликается с их дуэтом второго акта; в конце оперы вновь грозно звучит мотив проклятья.
Тема консультации: подготовка к контрольному уроку.
Тема контрольного урока: трезвучия и их обращения от звука и в тональностях до 4-х знаков.
Задания для контрольного урока будут выложены 8. 05. Как обычно на сайте. Присылать работы надо 11.05 (понед.) или 13.05 (среда).
Сначала найдите в нотной тетради все записи, связанные с 3-хзвучными аккордами, таблицы, схемы, примеры. Для тех, у кого они не сохранились, выкладываю в приложении.
Трезвучия.
Трезвучие – это аккорд, состоящий из 3-х звуков, расположенных по терциям. Повторяем материал, пройденный во 3 -4 классах по таблицам и схемам
(«4 вида трезвучий», «Мажорное и минорное трезвучия и их обращения», сравнительная схема мажорных и минорных аккордов).
4 вида трезвучий
Обозна-чение
Название
Интервальный состав
Пример
от ре вверх
Пример от ре вниз
Б5/3
Мажорное (большое) трезвучие
б3 + м3
М5/3
Минорное (малое) трезвучие
м3 + б3
Ув5/3
Увеличенное трезвучие
б3 + б3
Ум5/3
Уменьшенное трезвучие
м3 + м3
Мажорное и минорное трезвучие и их обращения
Обозначе-ние
название
Интервальный состав
Пример от ре вверх
Пример от ре вниз
Б5/3
Мажорное (большое) трезвучие
б3
м3
Б6
Мажорный секстаккорд
м3 + ч4
Б6/4
Мажорный квартсекстаккорд
ч4 +б3
М5/3
Минорное ( малое ) трезвучие
м3 + б3
М6
Минорный секстаккорд
б3 + ч4
М6/4
Минорный квартсекстаккорд
ч4 + м3
Сравнительная схема мажорных и минорных аккордов.
Б5/3 = б3 + м3 М5/3 = м3 + б3
Б6 = м3 + ч4 М6 = б3 +ч4
Б6/4 = ч4 + б3 М6/4 = ч4 + м3
Трезвучия на ступенях тональности.
В любой тональности на каждой ступени можно построить трезвучие. Их можно разделить на 2 группы: главные и побочные.
К главным относятся:
Т5/3 – тоническое трезвучие – строится на I ступени
S5/3 – субдоминантовое трезвучие – строится на IV ступени
D5/3 - доминантовое трезвучие – строится на V ступени.
К побочным относятся:
II5/3 – трезвучие второй ступени
III5/3 – трезвучие третьей ступени
VI5/3 – трезвучие шестой ступени
VII5/3 – трезвучие седьмой ступени
В натуральных ладах главные трезвучия лада по своей окраске совпадают с наклонением лада (в мажоре – мажорные, в миноре – минорные). Но в миноре основным видом доминанты является гармоническая доминанта (т.е. мажорная D).
Разрешение субдоминантовых и доминантовых аккордов в тонические.
Разрешение аккорда – это переход неустойчивого по функции аккорда в устойчивый. При разрешении неустойчивые ступени, входящие в аккорд, пере-ходят в устойчивые, а устойчивые ступени аккорда остаются на месте.
Схема разрешения S и D аккордов в Т.
I - I IV - III VI - V
VI - V I - I IV III
IV_-_III VI -_V I__-_I
S5/3 – T6 S6 - T6/4 S6/4 – T5/3
II - III V - V VII - I
VII - I II - III V - V
V_ -_V VII_-_I II - III
D5/3 – T6/4 D6 - T5/3 D6/4 – T
Главные трезвучия лада и их обращения
Обозначе-ние
Название
Ступени, на к-рых строится аккорд
Пример в D- dur
Т5/3
Тоническое трезвучие
I – III - V
Т6
Тонический секстаккорд
III – V - I
Т6/4
Тонический квартсекстаккорд
V – I - III
S5/3
Субдоминантовое
трезвучие
IV – VI - I
S6
Субдоминантовый секстаккорд
VI – I - IV
S6/4
Субдоминантовый квартсекстаккорд
I – IV - VI
D5/3
Доминантовое
трезвучие
V – VII - II
D6
Доминантовый секстаккорд
VII – II - V
D6/4
Доминантовый квартсекстаккорд
II – V - VII
Надеюсь, что вы вспомнили эти таблицы и колонки с примерами заполните сами.
Разбираем задания, которые могут быть в контрольной работе.
Подобные упр. мы делали в р. т. на стр.19 – 24.
Постройте указанные аккорды от звука ми вверх. Смотрите приложение 5 №1а. Я предлагаю сначала построить »столбик» аккорда, вспоминая его графическое изображение без учёта знаков (б, в). Подсказку смотрим в приложении. После построения «столбика» вспоминаем состав каждого аккорда или пользуемся таблицами и добавляем нужные знаки (г)
Подписать данные аккорды. Приложение 5 №2. Аккорды построены от разных звуков. Здесь лучше сразу подписать состав (№2б), а затем вспомнить или свериться со схемами, какой аккорд имеет такой состав, и подписать его (№2в).
Это задание связано с построением аккордовых последовательностей в тональности (как в р. т. на стр.23). смотрим приложение 5 №3. Напоминаю: все построения мы делаем в миноре гармоническом.
Сначала расставляем ступени, на которых строятся аккорды (№3б), потом пишем нижние ступени нотами (№3г). Затем строим аккорды, вспоминая графическое изображение (№3в). Добавляем гармонический знак ми-бекар в доминантовые аккорды.
Другой построения – чёткое знание, на каких ступенях строится каждый аккорд. И строить именно по ступеневому составу. Например: Т5/3= I – III – V и строим по этой формуле.
Ещё 1 вариант заданий: подписать аккорды в уже построенной последовательности. Приложени5 №4а. сначала пишем ступень, на которой построен аккорд (№4б). А далее вспоминаем, какой аккорд может строиться на этой ступени, и подписываем его.
Тема консультации: подготовка к контрольному уроку.
Тема контрольного урока: трезвучия и их обращения от звука и в тональностях до 4-х знаков.
Задания для контрольного урока будут выложены 8. 05. Как обычно на сайте. Присылать работы надо 11.05 (понед.) или 13.05 (среда).
Сначала найдите в нотной тетради все записи, связанные с 3-хзвучными аккордами, таблицы, схемы, примеры. Для тех, у кого они не сохранились, выкладываю в приложении.
Трезвучия.
Трезвучие – это аккорд, состоящий из 3-х звуков, расположенных по терциям. Повторяем материал, пройденный во 3 -4 классах по таблицам и схемам
(«4 вида трезвучий», «Мажорное и минорное трезвучия и их обращения», сравнительная схема мажорных и минорных аккордов).
4 вида трезвучий
Обозна-чение
Название
Интервальный состав
Пример
от ре вверх
Пример от ре вниз
Б5/3
Мажорное (большое) трезвучие
б3 + м3
М5/3
Минорное (малое) трезвучие
м3 + б3
Ув5/3
Увеличенное трезвучие
б3 + б3
Ум5/3
Уменьшенное трезвучие
м3 + м3
Мажорное и минорное трезвучие и их обращения
Обозначе-ние
название
Интервальный состав
Пример от ре вверх
Пример от ре вниз
Б5/3
Мажорное (большое) трезвучие
б3
м3
Б6
Мажорный секстаккорд
м3 + ч4
Б6/4
Мажорный квартсекстаккорд
ч4 +б3
М5/3
Минорное ( малое ) трезвучие
м3 + б3
М6
Минорный секстаккорд
б3 + ч4
М6/4
Минорный квартсекстаккорд
ч4 + м3
Сравнительная схема мажорных и минорных аккордов.
Б5/3 = б3 + м3 М5/3 = м3 + б3
Б6 = м3 + ч4 М6 = б3 +ч4
Б6/4 = ч4 + б3 М6/4 = ч4 + м3
Трезвучия на ступенях тональности.
В любой тональности на каждой ступени можно построить трезвучие. Их можно разделить на 2 группы: главные и побочные.
К главным относятся:
Т5/3 – тоническое трезвучие – строится на I ступени
S5/3 – субдоминантовое трезвучие – строится на IV ступени
D5/3 - доминантовое трезвучие – строится на V ступени.
К побочным относятся:
II5/3 – трезвучие второй ступени
III5/3 – трезвучие третьей ступени
VI5/3 – трезвучие шестой ступени
VII5/3 – трезвучие седьмой ступени
В натуральных ладах главные трезвучия лада по своей окраске совпадают с наклонением лада (в мажоре – мажорные, в миноре – минорные). Но в миноре основным видом доминанты является гармоническая доминанта (т.е. мажорная D).
Разрешение субдоминантовых и доминантовых аккордов в тонические.
Разрешение аккорда – это переход неустойчивого по функции аккорда в устойчивый. При разрешении неустойчивые ступени, входящие в аккорд, пере-ходят в устойчивые, а устойчивые ступени аккорда остаются на месте.
Схема разрешения S и D аккордов в Т.
I - I IV - III VI - V
VI - V I - I IV III
IV_-_III VI -_V I__-_I
S5/3 – T6 S6 - T6/4 S6/4 – T5/3
II - III V - V VII - I
VII - I II - III V - V
V_ -_V VII_-_I II - III
D5/3 – T6/4 D6 - T5/3 D6/4 – T
Главные трезвучия лада и их обращения
Обозначе-ние
Название
Ступени, на к-рых строится аккорд
Пример в D- dur
Т5/3
Тоническое трезвучие
I – III - V
Т6
Тонический секстаккорд
III – V - I
Т6/4
Тонический квартсекстаккорд
V – I - III
S5/3
Субдоминантовое
трезвучие
IV – VI - I
S6
Субдоминантовый секстаккорд
VI – I - IV
S6/4
Субдоминантовый квартсекстаккорд
I – IV - VI
D5/3
Доминантовое
трезвучие
V – VII - II
D6
Доминантовый секстаккорд
VII – II - V
D6/4
Доминантовый квартсекстаккорд
II – V - VII
Надеюсь, что вы вспомнили эти таблицы и колонки с примерами заполните сами.
Разбираем задания, которые могут быть в контрольной работе.Подобные упр. мы делали в р. т. на стр.19 – 24.
Постройте указанные аккорды от звука ми вверх. Смотрите приложение 5 №1а. Я предлагаю сначала построить »столбик» аккорда, вспоминая его графическое изображение без учёта знаков (б, в). Подсказку смотрим в приложении. После построения «столбика» вспоминаем состав каждого аккорда или пользуемся таблицами и добавляем нужные знаки (г)
Подписать данные аккорды. Приложение 5 №2. Аккорды построены от разных звуков. Здесь лучше сразу подписать состав (№2б), а затем вспомнить или свериться со схемами, какой аккорд имеет такой состав, и подписать его (№2в).
Это задание связано с построением аккордовых последовательностей в тональности (как в р. т. на стр.23). смотрим приложение 5 №3. Напоминаю: все построения мы делаем в миноре гармоническом.
Сначала расставляем ступени, на которых строятся аккорды (№3б), потом пишем нижние ступени нотами (№3г). Затем строим аккорды, вспоминая графическое изображение (№3в). Добавляем гармонический знак ми-бекар в доминантовые аккорды.
Другой построения – чёткое знание, на каких ступенях строится каждый аккорд. И строить именно по ступеневому составу. Например: Т5/3= I – III – V и строим по этой формуле.
Ещё 1 вариант заданий: подписать аккорды в уже построенной последовательности. Приложени5 №4а. сначала пишем ступень, на которой построен аккорд (№4б). А далее вспоминаем, какой аккорд может строиться на этой ступени, и подписываем его.
Готовимся к контрольному уроку.