симфония № 1 соль минор, соч. 13 «зимние грёзы» — симфония петра ильича чайковского. создана в марте — ноябре 1866 года. премьера состоялась 15 февраля 1868 года в москве (дирижер — н. г. рубинштейн).
симфония «зимние грёзы» была первым произведением, написанным композитором по переезде в москву. она создавалась весной и летом 1866 года. эта симфония знаменует собой окончание периода ученичества и свидетельствует о начале подлинно художественного творчества.
симфония начинается еле слышным звучанием скрипок, которое напоминает своеобразный шелест сухого снега от ветра, звенящий морозный воздух. возникающая на этом фоне мелодия главной партии поручена флейте и фаготу. их звучание создаёт реальное представление о широте просторов, поскольку оба инструмента играют в унисон, но на расстоянии двух октав. умолкла мелодия у деревянных духовых, и теперь с этой же темой вступают струнные — альты, затем виолончели. постепенно в звучание вливаются всё новые и новые инструменты. мелодия дробится, словно подхваченные ветром, летят друг за другом её обрывки. и вот уже во весь голос богатырски звучит мощная тема. несколько сухих аккордов, и на фоне тянущихся звуков струнных вступает кларнет. песня его, задумчивая и спокойная, и есть побочная партия. она льётся привольно, как бесконечно разворачивающаяся лента. раздел, в котором темы проходят первый раз, называется экспозицией. заключительный её раздел — праздничный, торжественный, с ликующими фанфарами. это возбуждение приводит к разработке — среднему разделу первой части. в ней господствует взволнованное стремительное движение, активные переклички голосов, столкновение различных тем экспозиции, полное драматизма и приводящее к кульминации. после генеральной паузы, то есть паузы всего оркестра, осторожно, робко начинают звучать басовые голоса. на них наслаивается мягкое звучание валторны, затем вступают деревянные духовые и, наконец, полилась печальная мелодия — главная тема первой части. так начался третий, заключительный раздел первой части, называемый репризой. завершается вся первая часть кодой, построенной на развитии одного из элементов главной партии, который на сей раз звучит в сочетании с побочной. устанавливается тишайшее звучание, как отзвук, напоминание. оно спускается в нижний регистр и постепенно растворяется в шуршащем тремоло скрипок.
Прокофьев создал собственный новаторский стиль. Новаторскими чертами отмечены сочинения как раннего, так и заграничного и советского периодов. Многие его сочинения (всего более 130 опусов) вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры как, например, Первая, Пятая и Седьмая симфонии, Первый, Второй и Третий фортепианные концерты, оперы «Любовь к трём апельсинам» (1919) и «Огненный ангел» (1927), симфоническая сказка «Петя и волк» (1936), балет «Ромео и Джульетта» (1935), кантата «Александр Невский» (1939), музыка к кинофильму «Поручик Киже» (1934), «Мимолётности», «Наваждение», Седьмая соната и другие фортепианные пьесы. Прокофьев принадлежит к числу наиболее значительных и репертуарных композиторов XX века Прокофьев писал во всех современных ему жанрах. Ему принадлежат 11 опер, 7 симфоний, 7 концертов для сольного инструмента с оркестром, 9 фортепианных сонат, оратории и кантаты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка для кино и театра.
ответ:
симфония № 1 соль минор, соч. 13 «зимние грёзы» — симфония петра ильича чайковского. создана в марте — ноябре 1866 года. премьера состоялась 15 февраля 1868 года в москве (дирижер — н. г. рубинштейн).
симфония «зимние грёзы» была первым произведением, написанным композитором по переезде в москву. она создавалась весной и летом 1866 года. эта симфония знаменует собой окончание периода ученичества и свидетельствует о начале подлинно художественного творчества.
состав оркестра
деревянные духовые
флейта пикколо
2 флейты
2 гобоя
2 кларнета
2 фагота
медные духовые
4 валторны
2 трубы
3 тромбона
туба
ударные
литавры
тарелки
большой барабан
струнные
i и ii скрипки
альты
виолончели
контрабасы
структура произведения
1. «грёзы зимнею дорогой». allegro tranquillo g-moll
симфония начинается еле слышным звучанием скрипок, которое напоминает своеобразный шелест сухого снега от ветра, звенящий морозный воздух. возникающая на этом фоне мелодия главной партии поручена флейте и фаготу. их звучание создаёт реальное представление о широте просторов, поскольку оба инструмента играют в унисон, но на расстоянии двух октав. умолкла мелодия у деревянных духовых, и теперь с этой же темой вступают струнные — альты, затем виолончели. постепенно в звучание вливаются всё новые и новые инструменты. мелодия дробится, словно подхваченные ветром, летят друг за другом её обрывки. и вот уже во весь голос богатырски звучит мощная тема. несколько сухих аккордов, и на фоне тянущихся звуков струнных вступает кларнет. песня его, задумчивая и спокойная, и есть побочная партия. она льётся привольно, как бесконечно разворачивающаяся лента. раздел, в котором темы проходят первый раз, называется экспозицией. заключительный её раздел — праздничный, торжественный, с ликующими фанфарами. это возбуждение приводит к разработке — среднему разделу первой части. в ней господствует взволнованное стремительное движение, активные переклички голосов, столкновение различных тем экспозиции, полное драматизма и приводящее к кульминации. после генеральной паузы, то есть паузы всего оркестра, осторожно, робко начинают звучать басовые голоса. на них наслаивается мягкое звучание валторны, затем вступают деревянные духовые и, наконец, полилась печальная мелодия — главная тема первой части. так начался третий, заключительный раздел первой части, называемый репризой. завершается вся первая часть кодой, построенной на развитии одного из элементов главной партии, который на сей раз звучит в сочетании с побочной. устанавливается тишайшее звучание, как отзвук, напоминание. оно спускается в нижний регистр и постепенно растворяется в шуршащем тремоло скрипок.