Руслан — герой поэмы а.с. пушкина «руслан и людмила» (1817-1820, пролог 1824-1825, ред. «людмила и руслан»). имя руслан заимствовано из лубочной сказки «о еруслане лазаревиче».руслан у пушкина — «витязь беспримерный, в душе герой», в котором выражены идеальные качества мужчины — сила, благородство души, воинская доблесть («я еду, еду, не свищу, // а как наеду, не спущу»). руслан смело вступает в борьбу с силами зла. духовно обогащенный встречей с финном, руслан понимает, что, если он не победит черномора и не освободит людмилу, его жизнь будет прожита напрасно, ибо только подвиг дарует человеку бессмертие. победы руслан— это и пик в развитии юного поэта. все темы поэмы решаются с контрастов древнего («преданья старины глубокой») и современного, сказочного и реального, интимного и иронического. поэма, проникнутая « духом», запечатлела духовный мир народа с его пониманием прекрасного как доброго и нравственного. критики пушкинской поры единодушно увидели народность поэмы в «грубом, площадном» демократизме. не случайно возникло сравнение поэмы с бородатым гостем в армяке и лаптях, который втерся в московское благородное собрание.
Характерными называются увеличенные и уменьшенные интервалы гармонического мажора и гармонического минора (за исключением тритонов) , образовавшиеся в результате понижения на полтона vi ступени мажорного лада или повышения на полтона vii ступени минорного лада. их всего четыре: ув. 2 и ее обращение — ум. 7, ув. 5 и ее обращение — ум, 4. по своей сути все характерные интервалы, встречающиеся только в гармонических видах ма-жорного и минорного ладов, являются хроматическими, чем, собственно, и определяется их х а-рактерность по сравнению с диатоническими интервалами мажора и минора* [заметим, что гармонический мажор или минор нельзя считать «чистой* диатоникой. не случайно поэтому в свое время проф. и. в. способин метко называл такой вид лада полудиатоническим. называют их также «условно-диатоннческими» . ] отсюда и проис-текает само название данной группы интервалов. возникающая же дополнительно в гармоническом ма-жоре или миноре пара новых тритонов (ув. 4 и ее обращение — ум. 5) не может быть отнесена к харак-терным интервалам, ибо тритоны имеются и в натуральных видах мажорного и минорного ладов и, сле-довательно, не являются характерной особенностью гармонических мажора и минора. твердое знание ступеней гармонических мажора и минора, на которых строятся характерные ин-тервалы, значительно облегчает их построение и нахождение в тональностях. ниже приводятся две таб-лицы: одна из них включает только характерные интервалы; в другой обе пары тритонов, встречающихся в гармонических видах лада (в скобках указаны ступени, на которых данный тритон встречается и в натуральном виде лада) ув 2 от 6 ум 7 от 7 ув 5 от 6 ум 4 от 3 ув4 от ум5 от .ув2 от 6 ум 7 от 7 ув5 от3 ум4 от 7 ув4 от 4 ум5 от 7